Мир может столкнуться с дефицитом газа и нефти из-за недостатка инвестиций в отрасль, заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на ПМЭФ. Он также назвал субсидии «зеленой энергетике» и разрушение обычных международных связей новыми рисками на нефтяном рынке. Глава «Роснефти» также заявил, что пандемия отразилась не только на потребителях и бизнесе, но стала одним из решающих факторов, повлиявших на итоги выборов президента США в 2020 году.
«Прирост запасов нефти и газа в последние годы находится на исторических минимумах, и определенный дефицит ресурсов просматривается уже сейчас. Этот тренд может стать «новой нормой» для мировых мейджоров и привести к истощению ресурсной базы. Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа», — сказал Сечин.
Нехватка инвестиций, по его мнению, связана с двумя факторами: требования различных «стейкхолдеров» (исполнители проекта, имеющие права и долю), а также «стремления мейджоров увеличивать акционерную стоимость и доходы акционеров за счет роста дивидендов и выкупа акций».
Сечин отметил, что многие компании вынуждены действовать в интересах отдельных групп инвесторов и реализовывать только те программы, которые смогут принести прибыль уже в ближайшее время.
Глава «Роснефти» подчеркнул, что это не просто гипотезы, и привел в пример рынок металлов.
«Крупнейшие производители железной руды [BHP и Rio Tinto] недооценили спрос, и произошедшее недоинвестирование в отрасли привело к дефициту, который сейчас влияет на весь мир. В 2020 году начался рост цен на железную руду, и в настоящее время они практически удвоились», — сказал он.
Пандемия COVID-19, продолжил Сечин, привела к укреплению многополярного мира. Он сообщил, что Китай благодаря восстановлению реального сектора экономики смог выйти из кризиса.
«Спрос на нефть восстановится по мере вакцинации и снижения воздействия пандемии на экономику», — уточнил он.
Но есть и другие проблемы на мировом нефтяном рынке, уточнил Сечин.
«Это разрушение традиционных международных экономических связей и закрытие внутренних национальных рынков; судебные вмешательства; регуляторная политика, ориентированная на субсидирование зеленой энергетики, и что очень важно — коренное изменение роли миноритарных институциональных инвесторов», — отметил он.
По его словам, другим риском для рынка, который появился после пандемии, стало «беспримерное снижение» потребления и деловой активности, что негативно отразилось на энергетической отрасли.
Сечин подчеркнул, что выход из кризиса невозможен без поддержки и стимулов со стороны государства, «иначе проиграют все».
«Именно пандемия и ход борьбы с ней предопределила в конечном итоге исход выборов в США. В ближайшем будущем мы увидим ее влияние на смену политических элит и в других странах», — добавил глава «Роснефти».
Компания «Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация в мире. Ее основными видами деятельности являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.