В России до конца года хотят создать фонд отечественного онлайн-контента, рассказали источники РБК. На господдержку смогут рассчитывать создатели сериалов, а сама система будет как в Фонде кино. Писатель, сценарист сериала «Топи» Дмитрий Глуховский считает, что новый фонд рискует стать инструментом власти по установке контроля над интернетом. Режиссер Юрий Быков отметил, что онлайн-платформы полноценно себя обеспечивают и не нуждаются в господдержке, поэтому цель создания фонда видится ему туманной.
«Если фонд будет государственный, то создаваться он будет с целью оказания влияния на контент, на смысл, суть, направление, а также на идеологическую верность производимого контента, точно так же, как для этих целей, преимущественно, используются сейчас Фонд кино и деньги, распределяемые Министерством культуры», — сказал Daily Storm Дмитрий Глуховский. Есть опасность «подсадить производителей контента на финансовую иглу», как это произошло в кино, добавил он.
«Думаю, что все это надо рассматривать в свете неостанавливающихся попыток власти установить контроль над интернетом. Это события той же цепи, что и замедление Twitter», — считает писатель.
Кроме государства вряд ли кто-то еще может стать источником финансирования фонда онлайн-контента, продолжает Глуховский: «Кто бы еще мог давать деньги в нашей стране, просто спонсируя производителей онлайн-контента, я не вижу».
Писатель сомневается, что в фонде отечественного онлайн-контента удалось бы совместить сотрудничество разных онлайн-платформ, поставщиков фильмов и сериалов, включая, например, российское отделение американской развлекательной корпорации Netflix.
В бизнесе выживает сильнейший — что в мире контента означает самый интересный и яркий, а в России еще и «самый честный и правдивый, потому что это дешевое конкурентное преимущество — говорить правду, когда все вокруг врут», пояснил Глуховский. Литератор на примере здорового человека и курильщика также сравнил системы производства сериалов в России и на Западе.
«Не думаю, что частный бизнес, если его к этому не склонять и принуждать, будет заинтересован в том, чтобы каким-то образом задарма стимулировать создателей контента. Он просто находит их бесплатно, на чистом энтузиазме и дает им возможность развернуться на платформе. Вот так это действует, мне кажется, в «стране здорового человека», — поделился писатель.
«В «стране курильщика» мы выбираем людей по признаку их идеологической верности и даем им деньги, чтобы они эти деньги осваивали, — посетовал Глуховский. — Дальше получается, поскольку другой принципиально стимул работает — ты не хочешь сделать интересно и завоевать сердца и умы миллионов, а хочешь двигаться от освоения одного бюджета к освоению другого, и аудитория у тебя другая — начальственная, которая согласовывает бюджет. Другой принцип действия и другой контент от этого получается».
Юрий Быков в разговоре с Daily Storm подчеркнул, что онлайн-платформы работают по капиталистической модели, поэтому пока неясно, как государство хочет вклиниться в их работу и почему властям выгодно помогать создателям сериалов. «Очень по сути своей странная, пока необъяснимая для меня затея, потому что платформы являются независимыми создателями контента, они находятся в открытой конкуренции, и известно, что они зарабатывают по обыкновенной капиталистической бизнес-модели», — сказал Daily Storm режиссер.
Быков, как и Глуховский считает, что если государство создаст собственную онлайн-платформу и будет вкладывать деньги в сериалы, которые выходят там, — это будет примерно то же самое, что происходит в Минкульте и Фонде кино. «Если кто-то готов создавать контент, который будет в повестке госзаказа, — то почему нет? Это личный выбор каждого, — рассуждает Юрий Быков. — Если государство будет регулировать платформы или вмешиваться в контент — это не очень хорошо, а если с сериалами можно будет приходить в Минкульт или Фонд кино за поддержкой — тогда мне не очень понятно, зачем нужна такая созависимость платформам».
Сейчас при создании контента на платформах важна конкуренция, на них действует «определенная степень независимости контента». В России создается много контента, существует семь-восемь онлайн-платформ, которые полноценно себя обеспечивают и не нуждаются в поддержке государства, отметил режиссер. «Не очень понимаю эту инициативу с точки зрения выгодности для государства. Потому что я понимаю это с точки зрения поддержки отечественного кинематографа, которому и так денег не хватает, потому что у нас нет определенного количества кинотеатров, для того чтобы на внутреннем рынке окупать большинство картин. <...> Но, может быть, я просто не знаю какие-то детали», — заявил Быков.
В аппарате вице-премьера России Дмитрия Чернышенко РБК подтвердили, что идея создания фонда для поддержки онлайн-контента существует, но подробности «пока обсуждать преждевременно». В Минцифры тоже ответили, что «говорить о деталях преждевременно, так как механизм прорабатывается».
Конкретные условия работы фонда еще не определены, но среди вариантов господдержки рассматривается софинансирование производства контента, говорят источники РБК. Пока не установлен объем фонда и источники его финансирования. Два собеседника издания сообщают, что рассматривается возможность использования НДС, поступающих от онлайн-кинотеатров, для финансирования фонда.