St
Госдума вывела бытовые спецсредства для тайного сбора данных из-под статей о шпионаже

Госдума вывела бытовые спецсредства для тайного сбора данных из-под статей о шпионаже

Депутаты приняли в третьем чтении поправки в законодательство, уточняющие понятие техсредств для негласного получения информации

Депутаты приняли в третьем чтении поправки в законодательство, уточняющие понятие техсредств для негласного получения информации
© GLOBAL LOOK Press / Komsomolskaya Pravda

Госдума 18 июля приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые уточняют понятие специальных техсредств для негласного получения информации и исключают возможность необоснованных обвинений россиян в шпионаже. Из-под действий статей кодексов выводятся «находящиеся в свободном обороте» специальные технические средства, обладающие функциями скрытой аудио- и видеозаписи, фотофиксации и определения места положения.


Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополняется примечанием, уточняющим, что под такими средствами предлагается понимать «приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя».


При этом уголовная ответственность за нелегальное приобретение и использование таких устройств остается неизменной — до четырех лет лишения свободы.


Вместе с этим кодекс дополняется примечанием, согласно которому к таким техсредствам не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации или геолокации. Однако на этих приборах должны быть заметны органы управления ими и маркировка, указывающая на их назначение и функционал. Исключения составят устройства, которые после их доработки позволяют собирать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну без ведома ее обладателя.


Поправка вносится и в аналогичную статью КоАП, в нее добавляется ссылка на определение, данное в Уголовном кодексе. Иными словами, приобретение таких же устройств, описанных в УК, не повлечет за собой наложение административного штрафа.


Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял, что нижняя палата парламента защитит граждан от необоснованных обвинений в шпионаже за приобретение бытовых спецсредств для скрытого сбора информации. По его словам, нельзя доводить ситуацию до абсурда, когда россиян привлекают к уголовной либо административной ответственности за приобретение, например, GPS-трекера для поиска домашних животных, очков с видеокамерой или других устройств со встроенными видеокамерами или системами отслеживания геолокации.


В конце декабря 2018 года Верховный суд России разъяснил, что по делам о покупке GPS-трекеров и другой «шпионской» техники судьям следует наказывать россиян по статье 138.1 УК РФ лишь в том случае, если устройства приобретены специально для скрытого сбора информации. Уголовное наказание не должно применяться, если гражданин приобрел такой прибор с целью обеспечения своей безопасности, безопасности своей семьи или сохранности своего имущества. Кроме того, к уголовной ответственности не должны привлекать тех, кто купил или продал спецсредство, не догадываясь о его «шпионском» предназначении, говорится в постановлении суда. Статья 138.1 УК РФ, с точки зрения Верховного суда, должна защищать частную жизнь и другие конституционные права граждан.



Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...