Уровень российского высшего образования является очень низким. Такое мнение выразил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, проблема заключается в том, что вузы в России в 1990-е годы претерпели немало трудностей, и уже в новом веке не смогли адаптироваться к изменениям, которые произошли в мире. Греф также ранее сетовал, что в РФ есть проблема с кадровым обеспечением.
«Думаю, что у нас очень низкий уровень высшего образования. Если в сотне лучших университетов нет ни одного российского, то о чем дальше говорить?!» — сказал журналистам Греф.
Глава Сбербанка выразил мнение, что причин такой ситуации несколько: непростые 90-е годы, отсутствие финансирования. Но, как отметил руководитель Сбербанка, «это проблема в первую очередь управленцев — в правительстве, ректоров вузов, по всей вертикали».
«Я много раз говорил: это проблема эффективности нашей системы управления в целом. Образование не исключение. Просто неэффективная модель управления. И наши вузы вовремя не отрефлексировали на те изменения, которые в мире произошли», — уверен он.
Вместе с тем Греф заметил, что со средним образованием ситуация в России складывается лучше: «Мы не такие плохие в школьном образовании, как в высшем. То, с чем мы сталкиваемся, когда ругаем нашу школу, — скорее неготовность к вызовам XXI века. Сильно ругать школу нельзя — это общемировая проблема. Мы не будем худшими в этом процессе».
В январе 2019 года Греф подчеркивал, что ректоров государственных вузов надо выводить из «зоны комфорта», так как в России существует проблема с кадровым обеспечением. Система образования не перестроилась, и образовательные учреждения не готовят нужных рынку специалистов, пояснил глава Сбербанка.
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая в конце декабря 2019 года предложила рассмотреть отказ от деления высшего образования в РФ на бакалавриат и магистратуру. По словам Яровой, болонская система не является естественной, ограничивая развитие российского образования: «Слова «бакалавр» и «магистр» впервые появились в законе об образовании в 1996 году, когда «все копировалось под Запад без понимания: зачем, почему. Эта вся система — она против интересов и экономики, и человека. Вопрос только в том, кто в этом готов признаться из профильных министерств».
В мае 2019 года глава Минобрнауки Михаил Котюков рассказал, что в 2020/2021 учебном году на бюджетные отделения вузов смогут поступить 57% выпускников российских школ. Также глава ведомства отметил, что с 2019 года будет запущен механизм целевого обучения: обучение конкретной специальности в вузе и последующая работа в определенной организации.