Рауль Хаджимба, отставку которого с поста президента парламент Абхазии принял 13 января, не будет баллотироваться на новых выборах в марте. Решение покинуть свой пост, которое Хаджимба озвучил 12 января, могло созреть после его встречи с замсекретаря Совбеза России Рашидом Нургалиевым в Сухуме, о которой СМИ писали 10 января. Об этом Daily Storm рассказал торговый представитель Абхазии в России Олег Барциц. Журналист Роин Агрба предположил, что другой посланник из Москвы — Владислав Сурков, прилетевший в Сухум 12 января, — лично не встречался с Хаджимбой, но по телефону попросил его больше не баллотироваться, что в результате помогло предотвратить перерастание митингов в вооруженный конфликт сторонников и противников президента.
«Приехала представительная российская делегация во главе с заместителем секретаря Совбеза [России] Рашидом Нургалиевым, — сказал Олег Барциц. — Они осуществляли посредническую функцию между протестующими и Хаджимбой, в результате чего тот покинул свой пост. Главное — что все завершилось бескровно и без столкновений. Внеочередные выборы назначены на 22 марта 2020 года. Сейчас начнутся консультации, на которых определятся потенциальные кандидаты на выборы».
По мнению Роина Агрбы, решающую роль в мирном разрешении кризиса сыграл бывший первый замруководителя администрации президента России Владислав Сурков: «Влияние России в любом случае есть, так как обе стороны конфликта оглядываются на Москву. Больше всего [в решении Хаджимбы] сыграл фактор приезда Суркова, он встречался с оппозицией — с [депутатом абхазского парламента Асланом] Бжанией. По моей информации, Сурков встречался с ним в российском посольстве».
Хаджимба поступил очень мудро, решив уйти, — это лучшая развязка политического кризиса для Абхазии, отметил Агрба. «Насколько мне известно, президент подал заявление о снятии своих полномочий перед запланированной встречей с Сурковым. Он уже находился на подъезде к посольству или уже в посольстве, но Хаджимба отказался от встречи с ним», — рассказал Агрба.
Журналист также напомнил, что у Суркова и Хаджимбы были натянутые личные отношения по меньшей мере с 2014 года.
Собственный источник Daily Storm в абхазских политических кругах рассказал о зреющем недовольстве в республике из-за решающего влияния Москвы на политические процессы в стране: «Каждый раз, когда у нас случается кризис и вмешивается Москва, у населения возникает ощущение, что суверенитет республики куда-то уплывает... Как только кризис, сразу же появляется куратор, который говорит: «Ребята, вы подвиньтесь, сейчас мы приведем вот этих». Понимаете, мы же декларируем независимость от России. К сожалению, все не так, как хочется и как декларируется».
9 января одна из акций протеста в Сухуме переросла в захват здания администрации президента. На следующий день в Абхазию прилетел заместитель секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев, он провел две встречи с Хаджимбой, отставку которого требовала захватившая здание администрации оппозиция. «Рашид Нургалиев призвал стороны использовать все возможности для мирного урегулирования сложившейся ситуации», — говорится в сообщении президента Абхазии по итогам встречи с заместителем секретаря Совбеза РФ.
Вечером 12 января Сурков приехал в Абхазию. По словам политолога Алексея Чеснакова, знакомого с ходом переговоров в Абхазии, Сурков встретился с представителями оппозиции, премьером республики Валерием Бганбой. По словам политолога, «[Сурков] удовлетворен тем, как разрешился политический кризис в братской стране, и надеется, что практика досрочного выдавливания президентов Абхазии с их постов постепенно прекратится по мере развития и достижения зрелости абхазской демократии». В тот же день Хаджимба заявил, что уходит в отставку.
Выборы президента Абхазии прошли в сентябре 2019 года. За Хаджимбу, который шел на тот момент на второй срок, было отдано чуть более 47% голосов, за Алхаса Квицинию — 46%. Победителем был признан Хаджимба, однако оппозиционер отказался принять итоги выборов и подал апелляцию о признании результатов второго тура недействительными. В начале января в Сухуме начались митинги, участники которых требовали отмены результатов голосования и назначении новых выборов.