Учредитель движения «Открытая Россия» (ОР) Михаил Ходорковский подтвердил, что организация самоликвидировалась вечером 30 марта. При этом политик отметил, что главной целью такого решения является защита членов ОР от «незаконного преследования». Также, по словам Ходорковского, документы на регистрацию нового движения уже поданы в Министерство юстиции РФ.
«Открытая Россия» закрыта ради защиты своих участников от незаконных преследований. Новая организация подана на регистрацию в Минюст. До регистрации мы продолжим работать в рамках образовательного, правозащитного и избирательного проектов», — написал политик в Twitter.
Решение о ликвидации организации было принято 30 марта по итогам конференции активистов «Открытой России» в Риге. Как пояснила пресс-секретарь ОР Наталья Грязневич, в отношении членов организации возбудили множество дел по статье 20.33 КоАП РФ (участие в организации, признанной нежелательной на территории России).
«Сегодня Российское общественно-сетевое движение «Открытая Россия» приняло решение о ликвидации. Это ни в коем случае не означает, что мы признаем претензии прокуратуры и Минюста. Но если для защиты активистов необходимо ликвидировать правовую форму, мы сделали это. Протокол конференции с решением о ликвидации в ближайшее время будет направлен в Минюст. Все только начинается», — заявил после окончания конференции председатель движения Андрей Пивоваров (цитата по Telegram-каналу движения).
«Открытая Россия» существовала с 2001 года. Организация зарегистрирована в Великобритании и финансируется Михаилом Ходорковским. 26 апреля 2017 года Генпрокуратура приняла решение о признании нежелательной на территории РФ деятельности ряда иностранных неправительственных организаций: «Открытая Россия» (Великобритания), «Институт современной России» (США) и общественное сетевое движение «Открытая Россия» (Великобритания).
В российском движении «Открытая Россия» отрицают связь с этими организациями, однако за последние несколько лет против участников движения было возбуждено несколько десятков административных дел по статье об участии в нежелательной организации. Широкую известность получило дело Анастасии Шевченко, которую 23 января 2019 года суд отправил под домашний арест до 17 марта. 17-летняя дочь активистки умерла 31 января в реанимации, куда она попала с обструктивным бронхитом. Ее госпитализировали из интерната для детей с особенностями развития. За день до смерти девочки следователь разрешил активистке, находящейся под домашним арестом, посетить дочь.