В Пресненском районном суде Москвы экс-губернатор Кировской области Никита Белых выступил с последним словом. Он отказался признавать вину, провел параллели между эпизодами своей жизни и сценами из романа «12 стульев», выразил сожаление, что многого не смог дать своей семье, а также рассказал, о чем мечтает. Приговор Белых начнут оглашать 1 февраля.
Экс-губернатора обвиняют в получении взяток сумму 600 тысяч евро от бывшего совладельца Нововятского лыжного комбината Альберта Ларицкого и его партнера Юрия Зудхаймера. 24 июня 2016 года Зудхаймер встретился с Белых в столичном ресторане отеля Lotte Hotel Moscow и подарил на день рождения бутылку вина в пакете. На выходе экс-губернатора остановили сотрудники ФСБ. Они нашли в пакете 150 тысяч евро, а на руках Белых — светящуюся краску. Такую же обнаружили на купюрах. Сам Белых утверждает, что не видел деньги и не трогал их.
АППАРАТ ИМЕЕТСЯ
Во время последнего слова экс-губернатор подробно разобрал каждый эпизод возможного получения взяток и оправдался по каждому из них. Белых особенно заострил внимание на дате 5 марта 2014 года. По версии следствия, именно в этот день он потребовал одну из взяток от Зудхаймера. «Проблема в том, что этой встречи просто не было… Не было темы для встречи, поскольку все решения уже были приняты ранее… Не было времени для встречи 5 марта — это день между командировками», — объяснил Белых. Он сравнил эту ситуацию с «диалогом Остапа Бендера с поэтом Изнуренковым»:
— Вы зачем казенного поэта обидели?
— А он пришел обиженный.
— Вы встречались с Зудхаймером?
— Нет.
— А он в Киров прилетал.
Также Белых провел параллели между своим делом и старым советским анекдотом. «Человека в деревне арестовывают за самогоноварение. Когда он говорит, что не варил самогон, ему говорят, что самогонный аппарат есть и этого достаточно. Он отвечает: «Пусть тогда арестовывают за изнасилование». Его спрашивают: «Вы кого-то изнасиловали?» «Нет, но аппарат имеется» [ответил тот]», — рассказал экс-губернатор.
Белых резко отозвался о главном свидетеле обвинения, Юрии Зудхаймере. «Я не хочу подробно останавливаться на личном деле комсомольца Зудхаймера, хотя, судя по тому, как он проникает в здание правительства и связывается по телефону без оставления следов, он скорее агент Штази», — заявил Белых, добавив, что еще два свидетеля обвинения, Рыжков и Цуканов, получают зарплату от Зудхаймера, а значит находятся в зависимом от него положении.
Наконец Белых напомнил, что всего обвинение утвердило 150 свидетелей, но допросило только 21 человека. «Почему? Ответ, мне кажется, очень простой — они [свидетели] не подтверждают ту версию обвинения, на которой настаивает прокуратура. В этом вся проблема», — подчеркнул он.
МНЕ АБСОЛЮТНО НЕ СТЫДНО ЗА СВОЮ РАБОТУ
«Моей целью [на посту губернатора] было показать, что власть может быть другой, нежели такой, как ее воспринимает значительная часть населения. Что власть может быть открытой, демократической, направленной на решение вопросов», — пояснил Белых. По его словам, поэтому он старался «принимать решения максимально открыто и прозрачно». «Конечно, не все проблемы могут быть решены, существует огромное количество ограничений, но, как и главный герой романа Кена Кизи, «я хотя бы попробовал это сделать, черт побери», — заявил он.
Экс-губернатор предположил, что кому-то мог не нравится его стиль управления. Он объявил, что поголовное взяточничество в среде чиновников — «это такой же миф, как миф про то, как суды получают решения сверху». «Эти мифы позволяют легко управлять настроениями людей, решать тактические задачи, закладывая мину замедленного действия под государственный фундамент», — сказал Белых.
Он заметил, что ему «абсолютно не стыдно за свою работу». «Это не означает, что все было сделано или делалось идеально. Естественно, были ошибки, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А я делал!» — воскликнул Белых. По его словам, он работал по 12-14 часов в сутки. «[У меня] более 200 дней неиспользованного отпуска», — сообщил Белых.
ЭТО МОЯ ОШИБКА
В конце Белых заявил, что у него только «одно желание и одна мечта». «[Я хочу быть] рядом с людьми, которых я люблю и которые любят меня: быть рядом с женой, заниматься сыновьями, у меня их четверо и они в таком возрасте, когда важно лично заниматься воспитанием. Я действительно много им недодал, и это моя ошибка. Так расставил приоритеты еще в молодости: сначала работа, потом остальное», — признался экс-губернатор.
Он сказал, что ему нужно наверстать упущенное общение с семьей, но для этого потребуется «здоровье, которое сильно поистрепалось». «В меня вкололи столько капельниц и уколов, сколько не было за всю прошедшую жизнь. И это купирование проблемы, а не полноценное лечение. Благодарю Вас, ваша честь, что Вы шли навстречу мне с моими болячками», — заявил Белых.
Он извинился перед теми, кто ждал от него политических заявлений. «Я не хочу этого делать. Я хочу одного: чтобы суд разобрался в ситуации и принял справедливое решение. Прошу вынести справедливое решение по моему делу и полностью меня оправдать», — завершил свое последнее слово Белых.
Судья объявил, что начнет оглашать приговор 1 февраля в полдень. Ранее обвинение запросило для экс-губернатора 10 лет колонии строгого режима и штраф в 100 миллионов рублей.