Российского художника-акциониста Петра Павленского, придерживающегося анархических взглядов, суд Парижа признал виновным в поджоге дверей одного из филиалов Банка Франции в октябре 2017 года. Он получил три года тюремного заключения, в том числе два из них условно. Кроме того, его обязали выплатить банку более 21 тысячи евро в качестве компенсации материального и морального ущерба. Художник на суде заявил, что никогда не выплатит этих денег.
Супруга Павленского, Оксана Шалыгина, получила два года тюрьмы, в том числе 16 месяцев условно. Она также не будет отбывать назначенный срок в тюрьме, поскольку провела три месяца в предварительном заключении. Оставшуюся часть срока — пять месяцев — Шалыгина проведет на свободе, но с электронным браслетом, сообщает радиостанция France Info.
Пара также приговорена к штрафу. Парижский суд обязал их выплатить 18 678 евро материального и три тысячи евро морального ущерба Банку Франции. При этом Павленскому и Шалыгиной запрещено в течение пяти лет покупать и носить при себе оружие.
Прокурор требовала приговорить художника к четырем годам лишения свободы, в том числе к 1,5 года условно с отъемом родительских и гражданских прав, а также лишения права ношения оружия. Для его супруги обвинение потребовало три года тюрьмы и тех же ограничений. По словам прокурора, существует риск того, что художник-анархист будет и дальше повторять свои акции.
«У них мало благодарности по отношению к стране, которая их приняла. Они совершили атаку не только на ее государственные институты, но и на ее историческое наследие», — заявила в своем выступлении в суде прокурор.
В свою очередь на суде Павленский заявил, что нахождение одного из филиалов Банка Франции на месте снесенной Бастилии — прецедент «чудовищного глумления» над французской историей. Также художник отметил, что посвящает процесс Маркизу де Саду.
«Суд должен восстановить справедливость и постановить убрать банк Франции вместо Бастилии, снять с меня все обвинения и признать политическое искусство разрешенным на территории Франции. Или суд должен оправдать глумление власти над обществом, осудить меня на десять лет, чтобы подобных инцидентов больше не повторялось», — заявил Павленский в начале судебного заседания, после чего он заявил о своем праве на молчание и больше не отвечал на вопросы судьи.
Павленский уехал из России в феврале 2017 года, после того как суд признал его виновным еще за одну арт-акцию — поджог дверей здания ФСБ на Лубянке в Москве. В России его не стали заключать под стражу, и он воспользовался этим. В интервью Deutsche Welle в сентябре того же года Павленский признался, что ворует еду из супермаркетов во Франции и живет, не платя никакие налоги и нигде не работая, в сквоте — «захваченном», как он сам говорил, доме.
Российского художника и его сожительницу, получивших политическое убежище во Франции, задержали утром 16 октября 2017 года возле горящего здания Национального банка в Париже. По информации правоохранителей, нарушители разбили стекла и бросили подожженные тряпки внутрь. 18 октября акциониста поместили в психиатрическую лечебницу, чтобы установить, является ли он неуравновешенным или же совершил поджог преднамеренно. Врачи стационара провели экспертизу и признали Павленского вменяемым.