Министерство экономического развития Иркутской области объявило открытый конкурс на оказание консультационных услуг для привлечения инвестиций в развитие авиационного узла Иркутска. Начальная цена контракта составила 55 миллионов рублей. Тендер решили провести вновь после скандала в 2020 году, когда выяснилось, что победившая на торгах компания «Алмаз» занимается реализацией бытовых товаров и впервые участвует в подобном конкурсе.
Информация о конкурсе размещена на сайте госзакупок, заказчиком выступает Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (входит в Минэкономразвития региона).
На первом этапе участники торгов должны разработать технико-экономическое обоснование объемов, а также сроков ремонта и строительства инфраструктуры действующего комплекса «Международный аэропорт Иркутск», в том числе определить целесообразность ремонта полосы, мест стоянки самолетов, перрона и так далее.
На втором этапе необходимо разработать и представить стратегию привлечения инвестиций в развитие авиаузла, а также подготовить техзадание для проведения конкурсной процедуры для привлечение инвестора.
В декабре 2020 года правительство Иркутской области проводило конкурс на развитие авиаузла в Иркутске за 55 миллионов рублей, победителем стала компания «Алмаз». Она согласилась выполнить работы за 17 миллионов рублей, в то время как другие участники торгов оценивали свои услуги от 24,6 миллиона рублей до 28 миллионов рублей.
Однако эта ситуация, как сообщают «Сибирские новости», вызвала общественный резонанс, поскольку выяснилось, что компания, во-первых, торгует бытовыми товарами, а во-вторых, этот тендер по аэропорту является единственным, в котором фирма принимала участие за все время работы. В итоге 25 декабря «Алмаз» объявил, что решил отказаться от контракта, а в установленные законодательством сроки не направил заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий и не предоставил обеспечение исполнения контракта.
В Минэкономразвития Иркутской области позднее заявили, что они доработали критерии отбора, которые позволят исключить участие в торгах некомпетентных претендентов. Например, при отборе кандидатов будет учитываться опыт проведения аналогичных работ в отношении аэропортов федерального значения или международных аэропортов, а также деловая репутация участников закупки.
В 2020 году «Интерфакс» отмечал, что проблема выноса аэропорта за пределы Иркутска стоит перед властями около 30 лет. В 2006 году ее обсуждали после того, как лайнер S7 при посадке съехал с полосы и врезался в гаражи.
Однако власти допускают вариант оставить аэропорт в черте города, но при этом развернуть взлетную полосу, чтобы ограничить взлет и посадку самолетов над жилыми домами.
В 2016 году действующий на тот момент губернатор Иркутской области Сергей Левченко отказался от разворота полосы, потому что для этого пришлось бы снести часть домов и перенести захоронение жертв политических репрессий. Однако в 2020 году иркутский губернатор Игорь Кобзев заявил, что правительство вернулось к идее смены местоположения взлетной полосы.