Марию Мотузную и Андрея Шашерина исключили из списка экстремистов Росфинмониторинга. В беседе с Daily Storm Мария, которая сейчас находится в Литве, рассказала, что узнала об этом из Twitter и надеется, что уголовное дело против нее прекращено. Она скучает по дому и родным, но возвращаться в Россию не собирается. В планах у Мотузной — новая жизнь в прибалтийской стране.
«Я узнала совершенно случайно. Просто зашла в Twitter, листала уведомления, увидела это, вообще сначала не поняла, не поверила. Потом зашла на сайт, проверила — действительно, меня там уже нет, в этих списках», — рассказала Мария. По ее словам, адвокаты узнали о решении властей случайно. «Почему-то следствие не уведомляет моих адвокатов. Но тем не менее это означает, вероятнее всего, что дело прекращено», — считает Мария.
В июле 2018 года на девушку завели уголовное дело за мемы, которые она опубликовала в соцсети «ВКонтакте». Эксперты обнаружили в картинках «унижение негроидной расы, выражение неуважения к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Она не признала вину и осенью уехала в Украину.
«Когда я уезжала, у меня был план, я собиралась ехать во Францию, но поехала я в Украину перед этим, чтобы сделать визу», — рассказала уроженка Барнаула. Однако у Мотузной возникли проблемы с оформлением документов: «Я застряла в Киеве. Не могла никуда уехать». В результате она отправилась в Литву.
«Здесь планирую найти работу, может быть, учиться куда-то пойти — то есть да, заново начать жизнь строить. Конечно, скучаю по дому, но... там, не хочу туда больше…» — поделилась Мария. Неназванная организация помогает россиянке снимать квартиру, адаптироваться в обществе, искать работу.
Девушка говорит, что за границей ей мало кому пришлось объяснять, кто она, потому что многие все знали из СМИ: «Многие просто не верили, что правда такое возможно — за картинки. «Ну, правда, ты врешь!» — «Я не вру!»
Против другого барнаульца, Андрея Шашерина, летом 2018 года возбудили дело по 282-й и 148-й статьям УК за карикатуры на священников и мем с патриархом Кириллом. Шашерину грозило от двух до пяти лет колонии. У него прошел обыск с участием бойцов СОБРа. Из-за внесения в список экстремистов Шашерин не смог платить ипотеку, его счета были заблокированы, несмотря на то что у него есть жена и ребенок. Следствие требовало поместить Шашерина в психбольницу. Теперь дело против него прекратили по обеим статьям. Он собирается добиваться реабилитации и возмещения вреда.