St
IT-специалисты рассказали, зачем ФСБ контролировать онлайн-игры

IT-специалисты рассказали, зачем ФСБ контролировать онлайн-игры

Минкомсвязи и ФСБ поручено, в частности, разработать механизм аутентификации пользователей онлайн-игр через мобильный телефон

Минкомсвязи и ФСБ поручено, в частности, разработать механизм аутентификации пользователей онлайн-игр через мобильный телефон
Фото: © GLOBAL LOOK press

Эксперты в области компьютерных технологий прокомментировали «Шторму» планы государства ввести системы идентификации через мобильный телефон для пользователей онлайн-игр. Совет безопасности РФ во главе с президентом Владимиром Путиным поручил Минкомсвязи и ФСБ доработать существующие правила регулирования «организаторов распространения информации» (ОРИ) в интернете, которые касаются видеоигр, пишет РБК. 


Правила должны быть разработаны не позднее 1 июня 2018 года. Пользователи сетевых игровых платформ будут проходить аутентификацию на сервисах через мобильные телефоны так же, как это будет происходить с 1 января 2018 года в мессенджерах. 


Правоохранители считают, что онлайн-игры и видеоигры в более широком смысле могут использоваться террористами как канал общения. В качестве примера приводятся теракты в Париже в ноябре 2015 года, когда от рук исламистов погибло 130 человек. Тогда сообщалось, что террористы могли использовать для координации своих действий игровую консоль PlayStation 4. 


Консультант ПИР-Центра (НКО, работающая в области IT) Олег Деминов объяснил в интервью «Шторму», что власти просто стремятся максимально расширить охват объектов регулирования, в частности, за счет видеоигр, которые ранее законодательством не затрагивались. «Игры — это и не операторы связи, и не организаторы распространения информации, и не мессенджеры. Они никуда не попадали с точки зрения форм законодательного регулирования. Но за последние годы в этой сфере набралась критическая масса аудитории», — пояснил Деминов. 


Под критической массой, по словам эксперта, понимается такое количество пользователей и генерируемого ими контента, которая привлекает внимание государства как регулятора: «По данным «Мэйл.ру», аудитория онлайн-игр оценивается приблизительно в 40 миллионов человек. Это очень много, и нужно понимать, что это в основном молодые люди. И мотивация власти здесь понятна: «Давайте защитим детей и молодежь!» от противоправного и незаконного контента».


Однако, по словам Деминова, предлагаемые системы аутентификации с помощью номера мобильного телефона во многом являются бессмысленными, поскольку большая часть геймеров и так заходит в свои игровые аккаунты через странички в соцсетях, на которые, в свою очередь, уже давно без мобильного телефона не войти. 


Глава общественной организации «РосКомСвобода» Артем Козлюк считает, что государство, делая попытку как-то проконтролировать сферу онлайн-игр, лишь пытается дополнительно распространить «вредные правила» по регулированию всей IT-отрасли. 


«Понимаете, между ростом числа онлайн-игроков и частотой террористических актов нет никакой связи, — сказал в интервью «Шторму» Козлюк. — Полнейшая глупость деанонимизировать всех пользователей! С таким же успехом можно заставить деанонимизировать всех покупателей утюгов, которые могут использоваться в качестве орудия пыток. По преступникам новые правила никак не ударят, а то, что честным людям стане жить тяжелее, — это вполне вероятно». 


Он напомнил, что интернет-общественность еще на стадии обсуждения введения правил деанонимизации в соцсетях выступала с их резким осуждением. «Есть подозрения, что требования ввести такие правила выгодны определенным группам лоббистов, например, крупным операторам мобильной связи», — добавил Козлюк.


1 января 2018 года в России начнет работать закон об обязательной аутентификации пользователей мессенджеров. Этим же законом предусматривается запрет систем сокрытия истинного пользователя, то есть так называемых анонимайзеров. Российские соцсети, например «ВКонтакте», уже давно используют систему аутентификации пользователей через мобильный телефон.