Российские ретейлеры столкнулись с острым дефицитом персонала, включая администраторов магазинов и кассиров. Розничные сети объяснили такое положение целой массой факторов — отток мигрантов, демографическая яма 90-х, переход кадров в бурно растущий рынок онлайн-торговли.
В результате ретейлеры вынуждены удерживать нынешний персонал повышением зарплаты и стимулирующих выплат. Также нехватку людей компенсируют автоматизацией работы в зале. Однако пока это не решает проблему полностью, пишет «Коммерсантъ».
О нехватке в магазинах линейного персонала, включая администраторов, кассиров, мерчандайзеров, рассказали изданию несколько крупных ретейлеров. «Мы наблюдаем снижение количества предложений со стороны соискателей», — заявил HR директор Fix Price Антон Максименко.
Он объясняет нехватку персонала, в частности, дефицитом трудовых мигрантов и оттоком с рынка работников старшего возраста из-за опасений вокруг COVID-19.
В «Ленте» рассказали изданию, что укомплектованность штата зависит от региона и составляет от 65% до 92%. В Decathlon при этом уточнили, что испытывают дефицит персонала в крупных городах.
По подсчетам HeadHunter, в октябре число вакансий кассиров по сравнению с прошлым годом выросло на 196%, до 32,9 тысячи. Мерчандайзеров ищут на 160% больше, а администраторов магазинов — на 377%. У SuperJob в октябре количество вакансий кассира в FMCG-ретейле год к году выросло на 153%, мерчандайзеров — на 57%, администраторов магазинов — на 94%. При этом у SuperJob число резюме по этим профессиям снизилось в целом на 12-17% за год.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров выразил мнение, что еще одним важным фактором, повлиявшим на дефицит кадров в отрасли, оказался переток неквалифицированных кадров из розницы в онлайн-сегмент и курьерскую доставку.
«Из-за роста интернет-торговли компании, нуждающиеся в курьерах, привлекают их более высокими ставками оплаты. Но, как ни странно, и этого недостаточно, так как сейчас наблюдается дефицит доставщиков», — отметил эксперт.
Ретейлеры ранее предупредили об осеннем подорожании одежды и обуви в России минимум на 10%. Предполагается, что в начале 2022 года цены на эти товары взлетят на 15-20%. Представители рынка пояснили: основные причины подорожания — выросшие в цене сырье и перевозки.
Коллекции нового сезона прибавят в цене 10-15%, рассказал РБК президент розничной сети Baon Илья Ярошенко. Осенью подорожание одежды будет малозаметным, однако уже в начале 2022 года цены в рознице могут вырасти на 18-20%, считает владелец компании «Глория Джинс» Владимир Мельников. Такой же прогноз дал и основатель Zenden Group (сети обувных салонов Zenden, Thomas Munz и Mascotte) Андрей Павлов.
Эксперт напомнил: стоимость морских грузоперевозок из Азии в Европу выросла в несколько раз по сравнению с 2020 годом из-за пандемии и сбоев в работе китайских портов. Павлов уточнил, что произошло подорожание перевозок в пять-шесть раз.