Специалисты южнокорейского компании Shinil Group нашли броненосный крейсер «Дмитрий Донской» в Японском море недалеко от острова Уллындо. Корабль намерены поднять со дна. Крейсер участвовал в печально известном Цусимском сражении 1905 года, в котором российский флот потерпел сокрушительное поражение, что привело к решению заключить мир с Японией.
«Мы обнаружили корабль на глубине 434 метра в 1,3 километра от острова Уллындо в воскресенье. Мы также идентифицировали название корабля — «Дмитрий Донской» — по надписи на его корме. <...> Скоро мы начнем работы по его поднятию», — сказали представители компании Shinil Group в интервью корейскому информагентству Yonhap.
Российский корабль получил серьезные повреждения, однако его палуба сохранилась в очень хорошем состоянии, несмотря на более чем столетнее пребывание в воде, отметили специалисты Shinil Group, подкрепив свои заявления фото. Кроме самого корабля были обнаружены остатки 203-миллиметровых орудий, пулеметов и другого оружия, а также мачты, якорь и дымоходы. Эксперты утверждают, что их открытие положило конец многолетним спорам о том, где именно затонул этот российский броненосный крейсер.
Корабль «Дмитрий Донской», в отличие, например, от того же знаменитого «Варяга», отечественная разработка. Он был спущен со стапелей на верфях Нового Адмиралтейства в 1883 году, а «Варяг» был построен в США в 1899-м. Конструкция «Дмитрия Донского» предполагала большее количество вооружений при более слабом бронировании. Корабль за свою двадцатилетнюю службу базировался и во Владивостоке, и в Кронштадте, не раз меня порт приписки. За три года до начала Русско-японской войны 1904-1905 годов он вернулся из Порт-Артура в Кронштадт.
Российский корабль не был затоплен непосредственно в ходе самого Цусимского сражения, произошедшего 27-28 мая (по новому стилю) 1905 года, — японский флот нагнал крейсер 29 мая, когда тот пытался прорваться к Владивостоку. В этой схватке по добиванию «Дмитрия Донского» японцы одержали победу лишь формально: экипаж российского корабля, несмотря на потери в личном составе и повреждения самого судна, не сдался и принял решение самостоятельно затопить броненосный крейсер. Фактически матросы и офицеры «Дмитрия Донского» повторили подвиг экипажа крейсера «Варяг», который был затоплен годом ранее в заливе Чемульпо и прославил российский флот на весь мир своей несгибаемостью.
В Цусимском сражении Россия потеряла почти весь свой флот. Огромная Вторая Тихоокеанская эскадра была собрана из кораблей Балтийского и Черноморского флотов в начале 1905 года и переброшена из европейской части России на Дальний Восток, где к тому времени Россия терпела одно поражение за другим. Франция и Британская империя отказали российскому флоту в проходе через Суэцкий канал, в результате корабли совершили кругосветное путешествие, обогнув Европу и Африку и переплыв Индийский океан. Измотанные долгим переходом экипажи крейсеров и броненосцев попали в ловушку, устроенную им японским флотом в Цусимском проливе. В результате сражения Россия потеряла 21 корабль, а Япония — только три.
После поражения российское правительство пришло к выводу, что необходимо заключить мир с противником и закончить войну. 5 сентября в американском городе Портсмут премьер-министр России Сергей Витте подписал мирный договор с представителем японского правительства Комурой Дзютаро. Обе стороны отказались от выплаты контрибуций, но Россия потеряла южную часть Сахалина и признала Корею и север Китая (Маньчжурию) сферой приоритетных интересов Токио. В России, где к тому времени уже началась Первая русская революция, Портсмутский мир был встречен как большая победа российской дипломатии.