Сейм Латвии 2 ноября принял во втором чтении законопроект, юридически ставящий на одну доску ветеранов и Красной армии, и вермахта из числа жителей республики, которые были призваны в армии двух стран в 1940-1945 годах. Исключение делается лишь для бойцов СС. Профессор Кемеровского госуниверситета, политолог Александр Коновалов выразил обеспокоенность по поводу очередной попытки в Прибалтике оправдать нацизм.
«Это абсурд, рожденный изменением оценок Второй мировой войны и роли СССР, – сказал в интервью «Шторму» Коновалов. – Безусловно, историки и правозащитники в Латвии и ЕС должны прекрасно понимать различия в целях и мотивах военнослужащих РККА и Третьего рейха. Конечно, если мы говорим о тех, кто в том или ином виде поддерживал экспансию нацистской Германии, то Латвийское государство должно воспринимать таких лиц минимум как не достойных никаких льгот и компенсаций».
Этот закон – лишь один пример того, как прибалты в целом видят роль СССР в войне, считает Коновалов. «Мы можем вспомнить и истории с памятниками нашим солдатам, и дело партизана Кононова, и целый ряд других эпизодов. Я думаю, что это все звенья одной цепи. Обидно, что это проходит с молчаливого согласия и попустительства ЕС. К сожалению, здесь налицо определенная эскалация – начинали с борьбы с памятниками, продолжают с уравниваем ветеранов, а скоро дойдут и до оправдания нацизма — как идеологии, которая «боролась с коммунистической идеологией».
Внесенный в сейм законопроект не подразумевает уравнивание в правах ветеранов РККА с военнослужащими войск СС, а также сотрудниками гестапо и СД. Однако не будут уравнены в правах с ветеранами и работники НКВД, в том числе рядовые сотрудники госбезопасности, которые работали на территории Латвии с 1940 года. Формально речь в законопроекте ведется лишь о принятии соответствующего статуса «жертвы войны», однако практические причины введения такого нового статуса в законе фактически не прописаны.
В Латвии после 1991 года проводятся почти на регулярной основе парады так называемых ветеранов войск СС, а многие жители страны, чьим родным языком является русский, не являются гражданами республики. В последние годы местные власти несколько смягчили риторику в отношении национального прошлого и русскоязычного населения Латвии, однако законодательное «наступление», в частности на русский язык, не останавливается.