Лидеры пяти стран — России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении — подписали Конвенцию, определяющую правовой статус Каспийского моря, в рамках V Каспийского саммита в казахстанском городе Актау. Работа над документом шла с 1996 года. Его окончательный вариант был согласован министрами иностранных дел прикаспийских государств в начале декабря 2017 года.
Президент России Владимир Путин считает Конвенцию о статусе Каспийского моря хорошим примером успешной совместной работы в сложных современных мировых условиях. «Достигнутый успех, а это, безусловно, успех, в значительной степени стал возможен и благодаря высокому уровню доверия и взаимопонимания между лидерами каспийских государств, готовности неизменно действовать в логике уважения, партнерства и равноправия», — сказал он, давая оценку итогам V Каспийского саммита.
Российский лидер выразил признательность всем присутствовавшим на саммите главам государств. По его словам, подписание этого документа продемонстрировало то, что «совместными усилиями можно достигать амбициозных целей по любым, даже самым сложным вопросам, находить компромиссы и сбалансированные решения, которые отвечают общим интересам». При этом он подчеркнул, что в современных «непростых международных условиях это дорогого стоит».
Владимир Путин также отметил подписание пакета соглашений, которые дополняют Конвенцию. Глава государства напомнил, что в планах государств каспийского региона — углубление торгово-экономического сотрудничества, кооперации в сфере энергетики, развитие транспортного потенциала, а также наращивание туристических потоков и сохранение биологического разнообразия Каспийского моря.
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря призвана заменить советско-иранские договоренности 1921-го и 1940 года. В соответствии с документом, основная площадь водной поверхности моря признается морем, а не озером, с вытекающими из этого юридическими последствиями. Море остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. В частности, при прокладке магистрального трубопровода по дну моря требуется согласие только той стороны, через чей сектор будет пролегать трубопровод. В конвенции также зафиксировано положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам договора.
Для разработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 1996 году прикаспийскими государствами была создана специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел. Согласование документа длилось более 20 лет. За годы согласования договора между сторонами было проведено 51 заседание СРГ, более 10 встреч министров иностранных дел и четыре президентских саммита.