St
Минэкономразвития предложило поделить Россию по-советски

Минэкономразвития предложило поделить Россию по-советски

Предложение Минэкономразвития напомнило экспертам прожекты времен первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева

Предложение Минэкономразвития напомнило экспертам прожекты времен первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева
Фото: © pixabay.com

Министерство экономического развития подготовило план создания 14 макрорегионов для «назначения» точек роста экономики. При этом новая система не отменит существующие федеральные округа и посты полномочных представителей президента. Предложение уже критикуют за то, что экономика может оказаться в ведении сразу нескольких властных структур. Такая нерыночная инициатива вряд ли будет утверждена немедленно, но, как отметили опрошенные «Штормом» эксперты, для развития отстающих регионов в непростых экономических условиях у правительства остается все меньше эффективных путей.


«Понимаете, а сейчас и выхода-то другого нет, — заявил «Шторму» политтехнолог, бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин. — Вообще, зачем изобретать велосипед? В условиях схлопывающегося экономического рынка, скудеющих инвестиций, можно развивать экономику [регионов] только за счет жесткого управления теми ресурсами, которые есть внутри страны».


Власть постепенно приходит к осознанию, что без пресечения коррупционных моделей и внимательного управления ресурсами на местах невозможно дать толчок развитию экономики. «Без этих мер просто невозможно сохранить эффективность, — отметил Колядин. — Действительно, нужно очень четко разделить территории на экономические кластеры и понимать, какие из них могут выстрелить. Причем делать все это нужно в обход существующих на местах предпринимательских инициатив, поскольку бизнес уже привык давать откаты чиновникам и все «морозить».


Согласно плану Минэкономразвития, границы 14 макрорегионов в большинстве случаев останутся идентичны существующим федеральным округам. Но есть и отличия: предлагается создать отдельные Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы (по сути — разделить пополам ЦФО), а в Дальневосточном ФО сформировать Енисейский и Байкальский макрорегионы. Главная задача глав новых территориальных единиц — «назначение» новых точек роста и «раскрытие социально-экономического потенциала территорий».


Руководитель политической экспертной группы Константин Калачев раскритиковал предложение Минэкономразвития, отметив, что оно напомнило ему прожекты времен Никиты Хрущева и Леонида Брежнева (советских лидеров в 1953-1964 годах и 1964-1982 годах соответственно): «Новые макрорегионы — это такие своего рода совнархозы… Давайте раскачивать вагон и делать вид, что мы едем».


В России моноцентрическая система развития страны, при которой происходит сверхконцентрация человеческих, финансовых и административных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге, и без ее модернизации ничего не решить, убежден Калачев. «Предлагаемая [Минэкономразвития] система никак не поможет решить реальные задачи, которые стоят перед регионами. Пока компании не будут регистрироваться в регионах и не будут платить в них налоги, ничего не поменяется, — пояснил политолог. — Кроме того, никто не объясняет, откуда будут взяты деньги на создание этих новых точек развития».


Новая система также приведет к административному конфликту между полпредами в ФО и руководителями новых макрорегионов. «Возникает проблема [более точного] определения роли полпредов в ФО, — сказал Калачев. — Непонятно, насколько сильно отличается предложение Минэкономразвития от того, что говорилось несколько месяцев назад в рамках проблемы модернизации института полпредов». Он напомнил, как перед выборами президента в правительстве поднималась проблема модернизации института полпредов, им предлагалось активнее заниматься вопросами экономики, инвестиционной привлекательности, развития горизонтальных связей между субъектами в рамках вверенных округов и так далее.


В годы экономической реформы 1957-1965 годов в СССР существовали Советы народного хозяйства — органы территориального управления. Вся территория страны была разделена на экономические административные районы, в которых создавались совнархозы, во многом заменявшие собой местные министерства.


Федеральные округа в России были учреждены в 2000 году. Всего их восемь: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Уполномоченные президента в ФО следят за выполнением указов главы государства на местах.