Минэнерго предложило Минпромторгу снять запрет на продажу слабоалкогольных напитков, включая пиво, на АЗС. Это позволит расширить ассортимент нетопливных товаров на автозаправках и улучшить их маржинальность, считают в ведомстве.
«Предлагается вернуться Минпромторгу России к рассмотрению законодательной инициативы по снятию запрета на реализацию в дневное время через магазины при АЗС слабоалкогольной продукции», — говорится в проекте доклада Минэнерго в правительство.
Источник «Известий» в Минпромторге сообщил, что министерство рассмотрит тему возможной отмены запрета на продажу пива на АЗС, если будет соответствующее поручение. В документе отмечается, что эта мера мера наряду с другими позволит поддержать маржинальность АЗС в условиях риска резкого подорожания бензина сразу на два рубля в начале 2022 года. По подсчетам представителей отрасли, реализация идеи может принести заправкам дополнительно 30-40 копеек с каждого литра топлива.
Запрет на торговлю спиртным на АЗС был введен в 2012 году. В то же время закон разрешает продавать пиво в общепите на общественном транспорте, на вокзалах и в аэропортах.
С тех пор как власти запретили продажу пива на АЗС, вопрос об отмене этого запрета неоднократно поднимали представители различных организаций и ведомств. В 2016 году с подобной инициативой выступал Российский союз предпринимателей и промышленников при поддержке Российского топливного союза. Тогда предложение поддержали в Минэкономразвития.
В 2020-м Минпромторг направлял в ФАС доклад о мероприятиях по содействию отраслям торговли и общепита, пострадавшим от пандемии COVID-19, включавший предложения по смягчению условий продажи алкоголя. Чиновники указывали, что может быть целесообразно разрешить продавать пиво на АЗС. При этом всегда главным противником возвращения спиртного на заправки выступал Минздрав России.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов со скепсисом отнесся к идее Минэнерго. Эксперт пояснил, что в крупных городах у покупателей нет проблем с приобретением спиртного и «стимулов покупать пиво на АЗС по дороге достаточно мало».
Андрианов также напомнил, что, по данным Росстандарта, 8,8% продаваемого через заправки топлива (в том числе 15% дизеля) составляет контрафакт. «Если даже по основному профилю своей деятельности АЗС не всегда могут соблюсти закон, то можно ли их подпускать к рынку алкоголя? Контрафактный бензин способен убить двигатель машины, а поддельный алкоголь уносит человеческие жизни», — заключил эксперт.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил «Известиям», что, возможно, торговля спиртным и не решит все проблемы АЗС, особенно независимых, но сделает их маржинальность чуть выше. С Аркушей согласился вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Он считает, что «условиях, когда большую часть года АЗС продают топливо в убыток, это будет подспорьем для бизнеса».