Минэнерго намерено снять запрет на поставки в Россию недорогого бензина и дизельного топлива иностранного производства из-за спроса на него внутри страны. Проект постановления опубликован на regulation.gov.ru, но без даты. Текущие ограничения на импорт действуют до октября 2020 года. Отмена барьера поможет создать конкуренцию и уменьшить стоимость топлива на заправках, считает вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. Он пояснил, что после введения запрета на импорт возник дефицит топлива на внутреннем рынке, что повлекло за собой рост цен на оптовых биржах.
«Мы были против введения запрета на импорт, потому что это ограничило поступление нефтепродуктов на внутренний рынок, — заявил Daily Storm вице-президент Российского топливного союза.
Ашихмин выразил мнение, что сейчас в РФ «не хватает нефтепродуктов по реальным рыночным ценам»: «С отменой запрета на импорт оптовые цены пойдут вниз. Это будет во благо! Если сейчас не заполнить внутренний рынок адекватным по цене нефтепродуктом, то розничная стоимость топлива будет расти. А этого допустить нельзя».
Он напомнил, как пандемия коронавируса негативно отразилась в том числе и работе рынка топлива в России. «Когда все ушли на карантин, потребление на заправках упало на 30-40%. Заводы, соответственно, сократили производство и ушли во внеплановые ремонты, чтобы использовать эту паузу, — рассказал Ашихмин. — А в мае, когда все вышли из карантина, потребление даже больше стало на 10%, чем в прошлом году в этом месяце. Производство сокращено, заводы на ремонте, импорт закрыли — возник дефицит. Это за собой потянуло повышение оптовых цен на биржах».
Ранее первый заместитель главы думского комитета по энергетике Игорь Ананских в беседе с телеканалом«360» напомнил, что прежде было достаточно жесткое ограничение по добыче нефти и производству нефтепродуктов. «Сейчас же ситуация стабилизировалась, увеличился рост добычи нефти и, следовательно, реализации нефтепродуктов. Поэтому поставки к нам дешевых нефтепродуктов, безусловно, будут конкурировать здесь. <…> Это позитивное решение, направленное на усиление конкуренции, чтобы цены не росли», — сказал парламентарий.
Минэнерго опубликовало проект постановления кабмина об отмене действующего сейчас временного запрета на импорт бензина в Россию. Документ пока без даты и вступит в силу со дня его подписания премьер-министром Михаилом Мишустиным.
В пояснительной записке к проекту говорится, что запрет нужно снять из-за восстановления спроса на нефть и нефтепродукты внутри РФ. Спрос растет в связи с отменой в регионах мер по борьбе с распространением COVID-19, в том числе со снятием ограничений на передвижение. Уточняется, что за время действия запрета российские НПЗ смогли нарастить производство и сейчас достигли баланса спроса и предложения на рынке.
Импорт бензина и дизтоплива увеличился весной 2020 года из-за серьезного падения цен на нефть. Российским АЗС было выгоднее продавать зарубежное топливо. При этом производители из РФ не могли конкурировать с зарубежными поставками из-за действующего в стране демпферного механизма. Для обеспечения энергетической безопасности страны и стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива власти ввели запрет на его импорт в конце мая. Действие запрета распространялось на срок с 2 июня по 1 октября 2020 года.
Daily Storm писал, что субсидии правительства на перевод автомобилей с бензина на газ увеличатся до 60%, а 30% от стоимости переоборудования машин на газомоторное топливо оплатит «Газпром». Идея кабмина правильная и своевременная, рассказал вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. По его мнению, перейдя с бензина на газомоторное топливо, водители смогут сэкономить в три раза при заправке: «Затраты при езде на сжиженном газе — один рубль, а на бензине — три рубля. То есть в три раза дешевле получается. Экономия на газе, как видим, существенная есть».
Ашихмин полагает, что инициативу правительства положительно оценят большинство российских автолюбителей. По словам эксперта, «даже те, кто не задумывался о переходе с бензина на газ, установят себе в автомобиль такую систему». Раньше в России не было столь острой необходимости призывать людей на переоборудование их автотранспорта, чтобы использовать газомоторное топливо. Сейчас же, как отметил Ашихмин, переработка нефтепродуктов стала убыточной.
На территории РФ действует 484 газозаправочных объекта для автомобилей, 329 из которых принадлежит «Газпрому». Переоборудование одной легковушки на газ вместо бензина стоит от 30 тысяч до 100 тысяч рублей, грузового транспорта — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.