Минфин Белоруссии в 2016 году обратился в арбитражный суд Республики Крым с иском о взыскании с российского предпринимателя 191 тысячи рублей в белорусский бюджет. В мае производство дела было прекращено, поскольку ответчик скончался. Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько заявил Infox.ru, что обращение Минфина Белоруссии в крымский суд означает де-факто признание Минском полуострова российской территорией. Однако эксперты-юристы в разговоре со «Штормом» усомнились в этом. Они подчеркнули, что признание Крыма возможно только на государственном уровне. Обращение белорусского Минфина адресовано конкретному лицу — точно такие же претензии могли возникнуть, например, к жителю Абхазии или Южной Осетии, но это бы не означало признание Минском их независимости.
«В данной ситуации Белоруссия в лице своих чиновников выступает, даже вступая в споры по ряду имущественных вопросов, как субъект права, который признает российскую юрисдикцию над Крымом», — заявил Безпалько Infox.ru. Он сказал также: «Возможно, что Лукашенко попытается даже использовать этот случай для того, чтобы монетизировать его в российско-белорусских отношениях и попросить об очередных скидках на газ или бесплатных поставках оружия».
Однако, по мнению Безпалько, скорее всего, обращение Минфина Белоруссии в крымский суд будет представлено Минском «как ошибочное действие чиновников». Политик подчеркнул, что это «уже традиционно осуществляется руководством Белоруссии — признание де-факто, но не признание де-юре».
Адвокат международной юридической фирмы Clifford Chance и доцент кафедры МГИМО международного частного и гражданского права Роман Ходыкин сказал в разговоре со «Штормом», что не может с юридической точки зрения подтвердить признание Крыма российским.
«Иск подается по местонахождению ответчика. Если ответчик находится в Крыму [как в случае с российским предпринимателем Сергеем Булаховым], вне зависимости от его национальности, иск подается [туда]. Я не уверен, что это означает какое-то признание», — заявил юрист. Так как Булахов проживал в крымском городе Джанкой, Минфину Белоруссии «ничего не оставалось», как обратиться в арбитражный суд Крыма.
Член международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Владимир Алешин согласился с мнением коллеги. Он подчеркнул, что «признание или непризнание» Крыма — это «прерогатива государства». А обращение Минфина Белоруссии с претензиями к конкретному человеку вряд ли имеет отношение к политическому статусу полуострова.
«Вряд ли можно считать это фактом признания Крыма российским со стороны Белоруссии... С таким же успехом они бы обратились, допустим, к какой-то другой стране, [гражданин которой] причинил какой-то ущерб экономическим интересам Белоруссии, с требованием взыскания этого ущерба. Адрес — это конкретный человек, а где он находится... Они его нашли, допустим, в Крыму, но это не означает, что они признали Крым российским», — пояснил Алешин.
Ранее президент США Дональд Трамп в ходе дискуссии на ужине с лидерами G7 заявил, что Крым является российской территорией, поскольку каждый, кто живет там, говорит по-русски. При этом он не объяснил, означают ли эти слова смену американского внешнеполитического курса: официально Вашингтон не признал Крым российской территорией.
Крым присоединился к России в 2014 году, согласно итогам местного референдума. Это привело к широкомасштабному международному осуждению и санкциям в отношении Москвы, а также охлаждению отношений с США и Евросоюзом. Россия была исключена из G8. Таким образом образовалась «Большая семерка». На саммите G7 в Квебеке Трамп заявил, что России следует вновь присоединиться к объединению.