Минюст России исключил фонд «В защиту прав заключенных» из реестра НКО-иноагентов. Основатель организации Лев Пономарев* (он по-прежнему числится в списке СМИ-иноагентов) подтвердил в беседе с Daily Storm эту информацию. Теперь он ждет от Минюста, что его тоже перестанут считать иноагентом, пошутил Пономарев.
«Государство само себя троллит. История следующая и нелепая. Месяц назад мы подали письмо, что фонд «В защиту прав заключенных» хочет покинуть реестр иноагентов, потому что уже год не получает иностранных денег. И мы получили недавно ответ, что они не могут это сделать, потому что недавно нам из Казахстана перевели 700 рублей или около того», — сказал Пономарев.
«И вдруг сегодня мой сотрудник говорит, что нас вывели [из реестра]. Подумали, сбой. А потом решили рассказать СМИ об этом. Мы пытались с ними созвониться, а потом бросили это, потому что не получилось», — добавил он.
Всего Лев Пономарев руководит тремя организациями: «В защиту прав заключенных», «Горячая линия»** и «За права человека»**. Он сообщил, что 7 марта временно ликвидирует «За права человека».
«Могу дать гипотезу [почему фонд исключили из реестра]. Я слышал, что Путин дал указание, что правозащитники должны наводить порядок в колониях. Кроме того, по моим материалам Совфед провел довольно бурное совещание, где [сенатор Людмила] Нарусова показывала кадры из моего фильма о пытках «Два дня до свободы», — заявил Пономарев.
«Мне удалось договориться о встрече человека, который в моем фильме рассказывает о пытках, с [уполномоченным по правам человека Татьяной] Москальковой. Она очень жестко написала во все инстанции, включая ФСИН. Я попросил Нарусову, с которой дружу, посмотреть этот фильм. Она, одновременно так совпало, как раз готовила поправки к закону о пытках. Она посмотрела, сказала, что это все ужасно, и предложила утвердить в законе понятие пытки», — рассказал правозащитник.
Ранее на сайте Минюста появилась информация, что фонд «В защиту прав заключенных» исключен из реестра Минюста НКО-иноагентов по решению суда на основании федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», статья 26. Дата исключения не указывается. Фонд был зачислен в реестр в 2019 году.
Ранее Пономарев объявил, что ликвидирует движение «За права человека», созданное в 1997 году, в него входили правозащитные организации со всей страны. В 2014 году власти включили движение в список иноагентов, однако после обращений Пономарева Минюст исключил «За права человека» из реестра в 2015 году.
В феврале 2019 года ведомство снова записало движение в иноагенты, а в октябре Верховный суд принял решение о ликвидации организации. В конце декабря 2020 года Министерство юстиции впервые включило в список СМИ-иноагентов пять физических лиц, среди них — Льва Пономарева.
23 декабря Госдума приняла закон о признании физлиц иноагентами за политическую деятельность. Согласно нововведениям, каждый гражданин РФ, подпадающий под указанные в законе критерии, может быть внесен в список иностранных агентов. Наказание за нарушение вступает в силу с 1 марта 2021 года, однако сам закон действует с момента подписания. Сейчас иноагентам придется сопровождать свои публикации примечанием, что они в реестре.
* Лев Пономарев — внесен Минюстом РФ в список СМИ-иноагентов.