В Кирове возле магазина «Пятерочка» был установлен памятник сатане: на дереве черный змей хищно обвивает крупное красное яблоко. Автор арт-объекта неизвестен. Бывший протодиакон, богослов Андрей Кураев в беседе с Daily Storm отметил, что скульптуру нельзя считать пропагандой сатанизма, потому что на ней нет текста, восхваляющего дьявола. По его словам, каждый может увидеть в этом иллюстрацию событий, описанных в Библии, а сам он считает, что к этому памятнику можно водить детей и рассказывать о грехопадении с педагогической точки зрения.
«Ничего страшного ничего не вижу. Каждый, видя этот символ, может вспомнить истории из Библии. А уж какие выводы он сделает из этого, то это их проблемы. Не нужно поддаваться дуракам, которые говорят, что это пропаганда сатанизма. Если там нет текста, то это просто наглядная картинка к детской Библии», — сообщил Кураев.
«Ведь если отлито в металле, то это не означает, что это что-то хвалебное. Ведь может быть сделано и с совершенно обратными целями. Таблички о том, что это сделано ради «Великого змея-спасителя, который просветил нас», нет. Поэтому каждый понимает, как хочет, авторского навязывания нет», — добавил он.
По его мнению, автором арт-объекта может быть кто угодно: разбирающийся в оккультизме человек или, наоборот, только поверхностно знакомый с христианскими символами.
«Кстати, в Библии яблока нет. Просто в английском языке слова «плод» и «яблоко» звучат омонимично. Это пришло из средневековой латыни», — сообщил мыслитель.
Кураев добавил, что похожий памятник давно стоит в Москве, около метро «Новокузнецкая» (речь идет о фонтане «Адам и Ева»). Он добавил, что на месте жителей Кирова думал больше бы не о скульптуре с сатаной, а о том, чьем имя носит город.
«Древо познания — это ведь кусочек рая. Поэтому можно говорить здесь и о сложнейшем толковании Библии, откуда взялось зло в идеальном мире рая. Это ведь и осуждение змея может быть, что грех осквернил святыню», — уточнил он.
Бывший протодиакон сообщил также, что с удовольствием привел бы детей из воскресной школы или даже обычной, в рамках урока православной культуры, к этому памятнику. По его мнению, арт-объект позволил бы ему объяснить некоторые нюансы понимания этических основ, заложенных в Библии, на ярком примере.
«Ведь это дерево в Кирове наглядно демонстрирует сцену искушения Адама и Евы из Библии. Змей натурально обвивает дерево, как бы говоря Еве: дура, смотри, я не только прикоснулся к [запретному] плоду, но и живу на этих ветках. Видишь, ничего со мной не произошло, на, скушай яблочко или что там», — сказал Кураев.
«Ева своим перетолкованием в сторону ужесточения заповеди стала уязвимой [к словам змея]. И это важный тезис для педагогики. Когда мы слишком многого требуем от детей, вводя избыточные и не всегда понятные им запреты, для них падает авторитет наших установок», — резюмировал богослов.
16 мая стало известно, что в Кирове на перекрестке улиц Володарского и Советской появился памятник сатане. Арт-объект находится на площадке возле магазина «Пятерочка». По предварительной версии, автором работы является местный скульптор Олег Коровкин. Склонившего к грехопадению первых людей героя Ветхого Завета в христианской традиции ассоциируют с дьяволом (который прежде был правой рукой Бога).