Гендиректор Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочки» «Норникеля», Сергей Липин заявил Росприроднадзору о неточностях в расчете ущерба окружающей среде от разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Свою оценку ущерба Липин не дал. Ведомство хочет, чтобы компания заплатила 147,7 миллиарда рублей. Опрошенные РБК эксперты считают, что с учетом аргументов НТЭК сумму штрафа могут снизить на 20-70%.
Росприроднадзор всегда заинтересован в том, чтобы оценка ущерба была максимально возможной, потому что изначальная оценка обычно оспаривается в суде, пояснил партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Он считает, что в случае судебного спора и появления независимых экспертиз штраф может уменьшиться на 20–30%.
Глава группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов предполагает, что сумма может снизиться на 50-70%. «Ведомство применило максимальный возможный штрафной, который предполагает, что попавшее в воду вещество растворилось и собрать его уже нельзя. Это противоречит собственным выводам Енисейского управления Росприроднадзора о том, что часть нефтепродуктов не попала в реки», — пояснил эксперт.
«На мой взгляд, аргументация НТЭК не лишена смысла и может быть принята как самим ведомством в досудебном порядке, так и по решению суда. Исходя из этого, сумма ущерба может быть скорректирована до 50-70 миллиардов рублей, что будет соответствовать предварительным экспертным оценкам», — добавил Худалов.
Гендиректор НТЭК 4 августа направил обращение Виталию Нетребко, руководителю Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, которое оценивало ущерб, а также главе Росприроднадзора Светлане Радионовой. Об этом пишет РБК со ссылкой на копию письма, содержание которого подтвердил представитель «Норникеля».
В обращении приводятся аргументы, почему «Норникель» не согласен с методикой подсчета ведомства, но не указана оценка размера штрафа, которую компания считает справедливой. Предприятие хочет «уточнить вред, причиненный окружающей среде и «внесудебно» урегулировать вопрос о его возмещении», объяснил представитель компании изданию.
В письме говорится, что при оценке ущерба Росприроднадзор использовал максимальный коэффициент длительности негативного воздействия — пять из пяти, пояснив, что «Норникель» полностью не ликвидировал последствия разлива топлива в течение 500 часов с момента аварии и допустил попадание загрязняющих веществ в воду. Липин утверждает, что максимально допустимый в этом случае коэффициент — 1,7, объясняя, что «необходимо учитывать срок между временем обнаружения аварии и началом работ по ее ликвидации, а не временем окончания таких работ».
Также в «Норникеле» считают, что специалисты Росприроднадзора занизили число собранных и сгоревших нефтепродуктов, не попавших в реки. Кроме того, в обращении указано, что по закону об охране окружающей среды при определении размера нанесенного вреда учитываются затраты на ликвидацию последствий аварии. Компания уже потратила более половины из суммы в 10 миллиардов рублей, которые глава «Норникеля» Владимир Потанин на совещании с участием президента РФ Владимира Путина 19 июня обещал направить на ликвидацию последствий аварии.
29 мая произошла авария на ТЭЦ-3 в Норильске: из-за проседания опор повреждения получил резервуар хранения дизельного топлива. В итоге произошла утечка нефтепродуктов. Часть топлива попала на проезжую часть дороги, из-за чего загорелся автомобиль. По предварительным сведениям, в реках оказалось более 20 тысяч тонн дизельного топлива на площади около 350 квадратных метров. Экологи Гринписа назвали эту аварию самым крупным ЧП в Арктике за последние годы.