Эпидемия коронавируса стала крупным испытанием для некоммерческих организаций (НКО), занимающихся благотворительностью, но вирус сплотил людей в борьбе и сделал их отзывчивее, считает основатель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», директор Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Нюта Федермессер. По ее мнению, коронавирус показал государству, что НКО — не «назойливые мухи», а «пчелки», которые «жужжат, но опыляют цветы и делают мед».
Благотворитель рассказала в интервью ТАСС, что во время эпидемии НКО работали над тем, чтобы предотвратить появление коронавируса в психоневрологических интернатах (ПНИ), детских домах, домах престарелых и других учреждениях, где люди не могли уйти на самоизоляцию. «Закрытое учреждение, где люди живут скученно, — это самое опасное место при эпидемии. <...> Мы начали обсуждать это с Минтрудом. И в процессе заговорили о том, что можно думать, как не занести ковид в социальные учреждения, а можно — о том, как эти учреждения разукрупнить», — пояснила она.
НКО смогли помочь в ситуации с коронавирусом, и в министерствах это поняли, добавила Федермессер. «Мне говорили: «Ну скольких вы вывезете? Сколько людей по всей стране готовы взять к себе? Единицы». А я: «Ну да. Единицы. Но если мы вывезем на всю страну сто человек, разве это плохо?» — описала она диалог с Минтрудом. «Примерно столько и вывезли. Немного, да. Но это неважно. Важно, что из этих людей никто не умер. И никто не заболел».
Также она рассказала, что в условиях эпидемии люди действовали сплоченно и старались помочь друг другу всеми силами. «В апреле у меня телефон разрывался: «Нюта, чем помочь?» Звонили даже доноры, которые «отвалились» года два назад. <...> Меня поразили люди, которым я сама звонила с конкретными просьбами. Я привыкла просить больше, чем надо: если скажешь «нужно сто рублей», тебе дадут двадцать. А тут ты просил сто, а тебе давали сто пятьдесят», — отметила благотворитель.
По словам Федермессер, написанное из-за коронавируса «письмо четырех» (письмо Минтруда с подписями глав Минпросвещения, Минздрава и Роспотребнадзора) — крупный шаг вперед для систем опеки и здравоохранения, а также для НКО, поскольку создает прецедент для принятия в будущем закона о распределенной опеке (форме опеки, при которой несколько опекунов под контролем органов выполняют разные обязанности по уходу за недееспособным человеком). «Потрясающие, уникальные для нашей страны формулировки. Там указано, кому можно передавать подопечных соцучреждений: «Людям, с которыми сложились доверительные, теплые, устойчивые отношения». <...> Сейчас такого закона нет, но после «письма четырех» его станет проще продвигать», — подчеркнула она.
«Из-за пандемии разрозненные голоса общественников и активистов даже не в хор превратились, в набат. То, о чем мы давно говорим, теперь очевидно всем. <...> Для государства мы оказались надежным и достойным партнером в борьбе с ковидом. Вдруг выяснилось, что НКО — это не назойливая муха, а пчелка, которая опыляет цветы и делает мед. И польза, которую мы приносим, больше, чем дискомфорт от нашего постоянного жужжания над ухом», — заключила Федермессер.
В июне президент России отметил работу волонтеров и заявил, что эпидемия идет на спад. Российский лидер также напомнил, что на социально ориентированные НКО распространен ряд льгот и преференций, которые предусмотрены для малого и среднего бизнеса в пострадавших от COVID-19 отраслях. Он подчеркнул, что власти продолжат помогать всем, кто занимается социальной работой. По мнению главы государства, современные технологии никогда не заменят человека в сфере соцзащиты.