Папа Римский Франциск распорядился внести изменения в Катехизис католической церкви, а именно в пункт об отношении к смертной казни. Понтифик признал ее недопустимой при любых условиях. Об этом сообщает служба печати Святого престола. Последний раз этот пункт был изменен при предшественнике Франциска, Иоанне Павле II. Тогда Ватикан счел, что смертная казнь может применяться «в целях защиты человеческих жизней от агрессии при неопровержимых доказательствах».
«Сегодня укоренилось понимание, что человеческая честь не утрачивается даже после совершения страшного преступления, а условия содержания и меры наказания усовершенствовались таким образом, что могут гарантировать безопасность граждан, не отнимая окончательно возможности к исправлению. Поэтому Церковь, следуя учению Евангелия, признает неприемлемой смертную казнь и берет на себя задачу добиваться ее отмены во всем мире», — говорится в новом тексте катехизиса, составленном префектом Конгрегации доктрины веры кардиналом Луисом Ладария. Об этом пишет агенство ANSA.
Папа Франциск неоднократно выступал против смертной казни. Осенью 2017 года он призвал изменить католическое вероучение и признать такое наказание «неприемлемым». Он заявил, что смертная казнь «противоречит Евангелию, поскольку влечет уничтожение человеческой жизни, которая никогда не перестает быть священной в глазах ее Создателя».
При этом многие консервативно настроенные католики выступают в поддержку смертной казни. В частности, профессор этики в одном из американских колледжей Джозеф Безетт и его коллега Эдвард Фис заявили, что в католичестве существует принцип: наказание должно быть соразмерно преступлению. Поэтому смертная казнь оправдана в случае с особо жестокими преступниками, полагают они.
Против смертной казни высказывался также патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 2011 году в интервью телеканалу «Россия 24» он заявил, что против такого наказания «в современной России», поскольку нынешняя судебная система не способна должным образом его осуществить.
«Сегодня, чтобы устранить конкурента, заказывают киллера. При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по закону будут «убирать» людей. И это страшная опасность… [Но] если и говорить о возвращении к смертной казни в каких-то совершенно конкретных случаях, когда речь идет о маньяках, массовых убийствах, террористах… все это может иметь место в будущем», — говорил патриарх.
Аналогичную позицию священнослужитель озвучил также в 2016 году. Патриарх подчеркнул: жизнь дана не человеком, а Богом. Значит, человек не вправе лишать ее кого-то.
В Средние века и Римско-католическая, и Русская православная церкви не выступали против смертной казни. В Европе действовала инквизиция, сжигавшая на кострах тех, кого признавали виновными в использовании магии, контакте с темными силами и еретических воззрениях. В России еретиков также приговаривали к сожжению.
Известно, что в средневековой Европе также практиковалось применение смертной казни в отношении животных. Множество судебных дел против коз, свиней и других зверей описывается в классическом труде «Золотая ветвь» британского религиоведа и антрополога Джеймаса Джорджа Фрэзера. Чаще всего их подозревали в союзе с дьяволом и подвергали суровому наказанию.