Глава пресс-службы российского президента Дмитрий Песков назвал недоразумением скандал с Сербией, который произошел из-за поста в соцсетях представителя МИД РФ Марии Захаровой по поводу встречи главы Белого дома Дональда Трампа с президентом Сербии Александром Вучичем. Сербского лидера посадили на стул, который стоял на расстоянии от стола. Захарова в шутку предложила Вучичу повторить известную сцену из фильма «Основной инстинкт», однако публикация была раскритикована в Белграде. Песков отметил, что дипломат извинилась за свои слова, и добавил, что в Кремле, в отличие от США, предпочитают куда более уважительный по отношению к другим политикам способ рассадки — по принципу круглого стола короля Артура.
«Возможно, действительно, возникло недопонимание в связи с некоторыми формулировками. Я знаю, что моя коллега принесла извинения, исходим из того, что ни у кого не будет оставаться сомнений в приверженности и в глубоком уважении в целом и руководству Сербии в частности», — сказал Песков.
«Что касается эмоционального фона, безусловно, здесь можно сказать, что в европейской культуре, если говорить о рассадке, нам, конечно, гораздо ближе круглый стол короля Артура», — добавил он.
Песков подчеркнул, что Россия испытывает глубокое уважение к Сербии. «Наши дружеские, партнерские отношения, стратегического партнерства с Сербией являются одним из важнейших приоритетов нашей внешней политики. Сербский народ — это братский для нас народ... Российский МИД делает очень много для развития и углубления этих отношений, в том числе и для посильной защиты интересов братской нам Сербии на международной арене», — отметил пресс-секретарь президента России.
Что касается возможности введения этических кодексов поведения дипломатов в соцсетях, то такие вещи вряд ли могут быть прописаны, сказал Песков. Но все же необходимо обращать внимание на корректность формулировок, подчеркнул он
«Безусловно, необходимо обращать очень тщательное внимание на корректность всех формулировок с тем, чтобы не возникало каких-то недопониманий», — сказал представитель Кремля.
Мария Захарова 6 сентября на своей странице в Facebook опубликовала фото со встречи Вучича с Трампом в Белом доме: сербский лидер сидит на стуле на значительном расстоянии от стола, за которым расположился президент США. «Если вас позвали в БД [Белый дом], а стул поставили так, будто вы на допросе, садитесь как на фото #2. Кем бы вы ни были. Просто поверьте», — написала дипломат, прикрепив к посту кадр из фильма «Основной инстинкт» с известной сценой «нога на ногу».
Министр обороны Сербии Александр Вулин и директор канцелярии по Косово и Метохии при сербском правительстве Марко Джурич возмутились публикацией официального представителя МИД РФ Марии Захаровой в Facebook о встрече президента страны Александра Вучича с американским лидером Дональдом Трампом. В свою очередь Вучич выразил сожаление, что люди не ценят позиции Сербии по отношению к России.
Вулин, в частности, напомнил, что Вучич — единственный из европейских лидеров, отказавшийся вводить санкции в отношении России. «Захарова оскорбила всех, кто защищает Россию и Сербию в более напряженных местах, чем ее сообщения в Facebook. Враги Сербии и России сегодня довольны мелкой злобой Захаровой», — говорилось в сообщении, опубликованном на сайте Минобороны Сербии и впоследствии удаленном.
Позднее Захарова пояснила, что пост про Вучича был «неверно истолкован». «Единственное, что в нем содержалось, — неприятие высокомерного отношения со стороны «исключительных». Протокольные уловки стали одним из приемов, на которые регулярно идут американские чиновники, чтобы искусственно создать видимость собственной исключительности. А это неприемлемо», — написала дипломат.
Президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр самопровозглашенной республики Косово Авдулла Хоти 4 сентября подписали соглашение о сотрудничестве сторон после двухдневных переговоров. Перед этим политики встретились с президентом США Дональдом Трампом. Одним из главных спорных пунктов стало признание Косово как отдельного государства со стороны Сербии (взаимное признание независимости), которое Вучич категорически отказался включать в соглашение.