Большинство россиян считает аресты высокопоставленных чиновников проявлением борьбы за передел сфер влияния либо отвлечением внимания населения от реальных проблем в экономике страны, а не проявлением борьбы с коррупцией. Об этом свидетельствует опрос негосударственной организации «Левада-Центр». Исследование также показало снижение числа тех, кто «внимательно следит» за резонансными делами о коррупции в высших эшелонах власти.
Около 40% россиян не испытывают никаких чувств от ареста высокопоставленных чиновников, а у 14% опрошенных такие новости вызывают раздражение, говорится в результатах исследования. Интерес граждан к подобным событиям заметно снизился, что также следует из соцопроса. Если за арестом в феврале 2019 года сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова «внимательно следили» 17% респондентов, то за задержаниями в марте бывшего министра по делам открытого правительства Михаила Абызова и экс-полпреда президента на Дальнем Востоке Виктора Ишаева лишь 9% опрошенных.
В то же время треть россиян испытывает удовлетворение от арестов высокопоставленных чиновников. Директор «Левада-Центра» Лев Гудков пояснил, что в этой категории преобладают пожилые малообразованные люди. «Массовое сознание задето ощущением несправедливости, потому каждый арест воспринимается с чувством мстительного удовлетворения», — сказал «Ведомостям» социолог.
По его мнению, эффективность антикоррупционной пиар-риторики снижается, поскольку сообщения о задержаниях высокопоставленных чиновников становятся рутинными и мало кто из опрошенных различает арестованных. «Следит за ними [арестами] в основном или околополитическая публика, или пожилое провинциальное население, которое как раз воспринимает это как реальную борьбу с коррупцией», — добавил он.
Появление «эффекта привыкания» россиян к арестам высокопоставленных чиновников отметил в разговоре с «Ведомостям» политолог Николай Петров. По его мнению, арест первого губернатора «был чем-то из ряда вон выходящим» и вызвал большой резонанс в обществе, а пятого — не привлек внимания. подыгрывать настроению людей, но не создавать впечатление о тотальной коррупции.