Вице-премьер, полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев заявил, что большинство федеральных проектов по развитию Дальнего Востока выполняются со стороны правительства небрежно. В частности, плохо работают транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», малодоступной для рядовых россиян по-прежнему остается программа дальневосточного гектара. Трутнев назвал это «прямым саботажем» и отметил, что будет просить Дмитрия Медведева собрать специальное заседание правительства по этой теме.
«Поручения президента должны быть выполнены. И объяснения Минтранса и Минфина сегодня, что деньги вроде бы есть, но они расписаны на другие цели — это прямой саботаж и прямое неуважение позиции президента России, — цитирует РИА Новости Трутнева. — Мы должны научиться решать задачи развития больших проектов, транспортных коридоров: Северный морской путь, «Приморье-1», «Приморье-2».
Он также призвал усовершенствовать механизм предоставления «дальневосточного гектара», чтобы «им могли воспользоваться как можно больше людей».
По мнению полпреда, низкие места (с 40-го по 84-е), которые занимают регионы Дальнего Востока в национальных рейтингах, не соответствуют тем амбициозным задачам, которые стоят перед всем ДФО. Трутнев сказал, что будет просить председателя правительства «собрать федеральные органы исполнительной власти», чтобы обсудить этот круг проблем.
Трутнев также призвал Минвостокразвития подготовить в течение двух месяцев большой план по дальнейшему развитию ДФО. Первое, по его словам, что необходимо в нем прописать, — механизм по значительному повышению качества управления регионами. Второе — значительно снизить давление на местный бизнес: «Если мы говорим, что сегодня давление на бизнес на Дальнем Востоке в два с половиной раза превышает общероссийские показатели, значит снизить нам его надо минимум в три раза».
В свою очередь глава Минвостокразвития Александр Галушка заявил, что в частности подготовлен проект постановления предоставления льготных кредитов в ДФО. «Инвесторы ДФО, которые реализуют проекты в приоритетных отраслях, смогут получить инвесткредит в рублях стоимостью 1% годовых, а банкам, предоставляющим такой кредит, необходимы федеральные субсидии», — сказал Галушка.
Федеральный министр также отметил, что в ближайшие годы из бюджета регионам ДФО должно быть выделено порядка 600 миллиардов рублей.
С середины 2000-х годов российские власти не раз заявляли, что необходимо реализовать программы по комплексному развитию всех регионов Дальнего Востока. Одна из таких масштабных программ была подписана премьер-министром России Дмитрием Медведевым в 2013 году. Программа рассчитана до 2025 года. В том же году Трутнев был назначен на пост полпреда президента в ДФО, в задачи которого в том числе входит курирование выполнения этого масштабного проекта.
В соотвествии с программой в 2015 году Владивосток был объявлен так называемым свободным портом, то есть специальной зоной с льготными таможенными, налоговыми и инвестиционными правилами. В рамках этого были открыты две транспортные артерии (коридоры) грузоперевозок из Китая в РФ: «Приморье-1» и «Приморье-2». Первая из них соединяет Владивосток с пограничным городом Суйфэньхэ, а другая артерия — китайскую провинцию Цзилинь с российскими портами Зарубино, Славянка и Посьет.
Владивосток также должен стать одним из ключевых портов в рамках Северного морского пути — в налаживании навигации в Северном Ледовитом океане и своего рода «соединении» европейских российских портов с тихоокеанскими.
В 2016 году президент России подписал федеральный закон о бесплатном предоставлении на Дальнем Востоке гражданам России земельных участков. Сначала в пилотном режиме получить надел земли могли только местные жители, к настоящему времени в проекте могут принять участие все граждане РФ, которые должны пройти соответствующую процедуру регистрации и выбрать свободный участок в ДФО. Эту землю они не могут продавать и сдавать в аренду, но могут осуществлять любую другу законную форму хозяйственной деятельности.