Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило предложил использовать транспортный коридор Север — Юг, который проходит через железные дороги России, как альтернативу перевозкам через Суэцкий канал. Вместо египетских Порт-Саида и порта Суэц можно использовать порты на Каспии, например, порт Оля, считает Шило. Варианты помимо Суэцкого канала начали искать после того, как в конце марта контейнеровоз на несколько дней заблокировал движение в обе стороны по водной артерии.
Международный транспортный коридор (МТК) Север — Юг является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу и страны Азии. МТК проходит от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии, его протяженность — 7,2 тысячи километров. Есть три маршрута МТК: Транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные).
«Если говорить про российскую часть этого маршрута, то у нас сегодня достаточно много вариантов, каким образом мы могли бы этот груз [который идет по Суэцкому каналу] на себя забрать. Это мультимодальная перевозка с использованием Каспийского моря и дальше работа наших российских портов на Каспии. Тот же порт Оля», — цитирует выступление замглавы РЖД на брифинге РИА Новости.
РЖД вместе с партнерами могут обеспечить доставку грузов по маршруту Север — Юг примерно за 13-14 суток, рассказал представитель российской компании. Это в два раза быстрее, чем доставка того же груза по морю, подчеркнул он.
«С точки зрения тарифных и технологических решений со стороны РЖД для перевозок по коридору Север — Юг сделано абсолютно все. Знаю, что ряд переговоров был между нашими европейскими партнерами, в первую очередь, Финляндией, по поставке целлюлозы туда [в Иран]. Но пока таких перевозок мы не видели», — добавил Шило.
В ночь на 24 марта сверхбольшой контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров сел на мель в южной части Суэцкого канала и полностью заблокировал движение по нему в обе стороны. Севшее на мель судно течением развернуло поперек водной артерии. В результате корабль перегородил канал, полностью заблокировав движение по нему. По оценкам экспертов, затор за четыре дня нанес мировой экономике ущерб в 230 миллиардов долларов, а каждый последующий день задержки движения увеличивал эту сумму на 6-10 миллиардов.
3 апреля все суда, застрявшие в пробке на входе в Суэцкий канал из-за севшего на мель японского контейнеровоза Ever Given, прошли через водную магистраль. В общей сложности по каналу в тот день проплыли 85 кораблей. 6 апреля администрация Суэцкого канала допустила, что его могут расширить с 250 метров до 400 метров, писало агентство Reuters.