Правительство подготовило поправки к закону об охране Байкала, которые позволят «Российским железным дорогам» вырубать лес в защищенной законом зоне. Изменения необходимы для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, полагают в кабмине. Экологи, узнавшие о поправках, отозвались о них негативно — по их мнению, сплошная вырубка леса приведет к разрушению уникальной экосистемы Байкала.
Законопроект предполагает, что земли лесного фонда Байкала будут переведены в категорию разрешенных для строительства, а также для проведения сплошных вырубок лесных насаждений, сообщает РБК со ссылкой на текст документа. В кабмине подчеркнули, что рубка леса будет разрешена на территориях вне особо охраняемых зон.
Для уничтожения леса РЖД нужно будет получить особое разрешение, а также доказать, что «нет других вариантов размещения объектов расширения инфраструктуры БАМ и Транссиба». Такое разрешение можно будет получить до 1 января 2024 года. Правительство при этом установит, какие именно объекты должна построить железнодорожная компания.
«Для увеличения пропускной способности БАМ и Транссиба необходимы модернизация и расширение отдельных объектов инфраструктуры, проведение работ вдоль полосы отвода существующих железных дорог, для чего требуются изменения в федеральный закон «Об охране озера Байкал», — пояснил ситуацию собеседник РБК в РЖД.
Экологи выступили против изменений, заявив, что вырубка леса приведет к разрушению уникальной экосистемы Байкала. «Сплошные вырубки леса на Байкале в горных территориях приведут к эрозии почв, что, в свою очередь, ведет к стеканию в Байкал глины, песка и биогенных элементов», — уточнил координатор организации «Реки без границ» Александр Колотов. По словам председателя экологической ассоциации «Байкальское содружество» Екатерины Удеревской, РЖД необходимо найти другие варианты расширения инфраструктуры — проводящиеся около Байкала рубки уже сейчас серьезно влияют на климат и экосистему озера.
В августе 2018 года президент России Владимир Путин на совещании по развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) заявил, что нужно улучшать логистику, и прежде всего — пропускную способность БАМа и Транссиба. В феврале 2019 года глава государства призвал увеличить пропускную способность Восточного полигона в полтора раза, до 210 миллиона тонн к 2025 году, в основном — для перевозок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проект по модернизации БАМа и Транссиба был начат РЖД в 2013 году, однако сроки его реализации до сих пор не определены. Изменения предусматривают увеличение пропускной способности магистралей вдвое — до 125 миллионов тонн в год. Стоимость улучшений оценивают почти в 563 миллиарда рублей.