Президент РФ Владимир Путин назвал приговор россиянке Марии Бутиной, вынесенный в США, «беспределом». По его мнению, американские правоохранители не нашли никаких реальных нарушений закона со стороны Бутиной, и поэтому осудили ее на 18 месяцев заключения просто «для спасения лица и чести погон».
«МИД дал уже комментарий по поводу 18-месячного приговора Бутиной. По-моему, там и сказано в комментарии МИДа, что это беспредел. Так и есть, непонятно, за что ее осудили, какое преступление она совершила», — подчеркнул президент во время пресс-конференции по итогам визита в КНР (цитата по ТАСС).
По мнению Путина, американская сторона поторопилась с арестом Бутиной, которая не совершила никакого преступления. «Тот самый случай, который называется «спасение лица» и борьба за честь погон. Взяли, схватили, посадили девчонку за решетку, а предъявить-то нечего, ну нечего ей предъявлять. Но так, чтобы не выглядело совсем это нелепо, дали ей 18 месяцев, чтобы показать, что она в чем-то виновата», — описал свое видение ситуации глава государства.
Мария Бутина является российской активисткой и руководителем организации «Право на оружие». С 2016 года она проживала в США, организовывала контакты с Национальной стрелковой ассоциацией от имени России. Также встречалась с тогда еще кандидатом в президенты США Дональдом Трампом.
Весной 2018 года Бутина оказалась в поле зрения американских силовых структур. Она наняла американского адвоката и уже собиралась покинуть США, но перед самым выездом была задержана по обвинению в работе иностранным агентом без регистрации, связях с российскими спецслужбами и инфильтрации в американские организации для продвижения российских интересов. Задержание Бутиной произошло накануне встречи Путина и Трампа в Хельсинки, в июле 2018 года в Вашингтоне.
В декабре 2018 выяснилось, что Бутина пошла на сделку со следствием. Американские правоохранители получили доступ к переписке и мобильным телефонам активистки. Несмотря на многочисленные заявления российского МИДа, США так и не освободили Бутину. 26 апреля суд приговорил ее к 18 месяцам тюрьмы — с учетом уже отбытых ей девяти месяцев заключения, россиянка сможет вернуться домой в начале следующего года.