Шестеро агентов ФБР в июле 2018 года постучали в дверь квартиры россиянки Марии Бутиной в Вашингтоне, где она проживала со своим 57-летним американским бойфрендом, политическим консультантом Республиканской партии США Полом Эриксоном. Силовики вытолкали россиянку из квартиры, надели наручники и объявили о ее аресте. Об этом Пол Эриксон рассказал журналисту Джеймсу Бэмфорду. Как сообщила журналисту сама Бутина, до ареста спецагенты провели в ее квартире обыски, а ранее она добровольно передала властям США свою переписку в Сети и более восьми тысяч документов.
В момент задержания Бутина смотрела по телевизору финал Уимблдонского турнира среди мужчин, пишет Бэмфорд. Ее бойфренд рассказал, что пара собирались поехать в его родной город Су-Фолс в штате Южная Дакота, и уже собрала вещи. «Все вещи были упакованы. Последнее, что нужно было сделать, — сложить электроприборы, отключить телевизор и интернет. И вдруг в дверь постучали! А потом еще несколько раз. Я открыл, в коридоре стояли шесть агентов ФБР», — сообщил 57-летний американец, с которым, по информации журналиста, 30-летняя Бутина встречается уже пять лет.
По словам Эриксона, трое агентов ФБР окружили его, а еще трое пошли за Бутиной. «Команда [спецагентов] вошла, вытолкала ее [из квартиры], надела наручники в коридоре и объявила об аресте», — сказал он.
Сама Мария Бутина в интервью Бэмфорду еще до своего ареста заявила, что была бы худшим в мире разведчиком. «Если бы я была российским разведчиком, вы бы никогда не встретили меня в общественном месте. Я имею в виду, что я была бы самым незаметным человеком на Земле... Если бы я была разведчиком, то была бы худшим из всех представителей этой профессии», — сказала она.
Бутина добавила, что могла предположить, что когда-нибудь может попасть в российскую тюрьму, но она никогда не думала, что окажется в американской тюрьме. «Я не знала, что иметь хорошие отношения с Россией — это преступление, но теперь это действительно можно считать преступлением. Меня ненавидят в России, потому что думают, что я американский шпион. А здесь [в США] все думают, что я русский шпион»,— рассказывала россиянка Бэмфорду ранее, еще до ареста.
По словам россиянки, 25 апреля 2018 года ФБР провело 7-часовые обыски в ее квартире в Вашингтоне с целью найти «шпионское оборудование», однако обыски не дали результата. За девять дней до обысков Мария Бутина добровольно передала свою электронную переписку, а также более восьми тысяч документов в ответ на запрос комитета Сената США по разведке, пишет журналист. Кроме того, россиянка давала показания на закрытом заседании комитета в течение восьми часов, но власти не нашли «ничего компрометирующего», сообщается в статье Бэмфорда.
Журналист пишет, что Мария Бутина окончила магистратуру в США по специальности «международные отношения» и до ареста собиралась начать работать консультантом по криптовалютам. Однако федеральные прокуроры США считают, что магистратура Бутиной и ее отношения с американским бойфрендом были всего лишь прикрытием — на самом деле она якобы была тайным российским агентом.
13 декабря 2018 года Мария Бутина признала вину по одному из пунктов обвинения американских властей. МИД России в тот же день заявил, что поддержит любое решение Бутиной, которое она примет для своего освобождения. Как сообщали американские СМИ, она дала утвердительный ответ на вопрос судьи, вступала ли она с 2015-го по 2018 год в сговор на территории США для нанесения ущерба интересам государства. Бутина также заявила, что действовала под руководством российского чиновника, писал CNN.
Председатель правления организации «Право на оружие» 30-летняя Мария Бутина была задержана в Вашингтоне 15 июля 2018 года. По версии американских правоохранителей, она лоббировала интересы России без регистрации в США в качестве иноагента. Федеральная коллегия присяжных в США 18 июля 2018-го выдвинула против нее обвинения по частям 371 («Сговор с целью нападения или мошенничества против США») и 951 («Агент иностранного государства») раздела 18 Свода законов США. По первой статье россиянке грозит до пяти лет тюрьмы и штраф, а по второй — до 10 лет заключения. Ранее в суде Бутина вину не признавала.