Родители заболевших в детсадах дизентерией детей обжалуют определение Мещанского суда Москвы, который приостановил рассмотрение их коллективного иска о компенсации морального вреда к поставщику питания — комбинату «Конкорд» бизнесмена Евгения Пригожина. Представители «Конкорда» попросили суд приостановить рассмотрение иска «до рассмотрения уголовного дела», и суд удовлетворил это ходатайство, сообщила в своем Twitter юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Любовь Соболь, представляющая интересы родителей. Она выразила опасение, что уголовное дело, возбужденное после подтверждения факта массового заболевания детей, «будет спущено на тормозах».
«Бесстыдное определение Мещанского суда будем обжаловать. Родители детей, отравленных в детских садах, продолжают требовать от [мэра Москвы] Сергея Собянина расторжения контрактов с пригожинским «Конкордом», контроля качества питания в детских садах и компенсаций за вред, причиненный здоровью детей», — написала юрист ФБК в Twitter.
Соболь отметила, что на сторону «Конкорда» в суде встали также департаменты образования и здравоохранения Москвы.
В конце февраля Любовь Соболь рассказала, что 16 истцов из семи детсадов требуют компенсаций на сумму полмиллиона рублей каждому за вред, причиненный здоровью детей и моральный вред. 15 апреля суд решил, что «установление причинно-следственной связи между массовым отравлением и действиями конкретных людей — предмет уголовного расследования», пишет «Медиазона», ссылаясь на определение суда.
Мать двух заболевших дизентерией детей Диляра Дудорова назвала приостановку рассмотрения дела плевком в сторону пострадавших. «Я очень возмущена, что суд приостановил дело. Здесь не нужно юридическое образование, здесь и так понятно, что уголовное дело и наше гражданское дело — это два разных дела, и они не имели права так сделать. Получается, это плевок в нашу сторону —пострадавших, в сторону детей. Мы будем бороться, мы не оставим это дело просто так», — заявила она.
Дудорова рассказала, что 20 декабря 2018 года дизентерией заболела ее старшая дочь. Мать подозревает, что дочь — хронический носитель возбудителя этого заболевания. От старшей дочери заразился младший сын Дудоревой, которому два года и восемь месяцев. Мальчик «полуживой лежит с капельницами пять дней» подряд, пожаловалась женщина: «Мой ребенок плачет, сейчас лежит в больнице. Ему два года и восемь месяцев, он лежит [в больнице] уже повторно. В первый раз его положили 1 апреля, он <...> пролежал в больнице восемь дней в очень тяжелом состоянии. Это из всех пострадавших — это самый маленький ребенок, он весит 11 килограммов».
Еще одна мать пострадавших детей возмутилась, что дошкольников не защищает никто из властей. «Я в шоке, я не могу понять, почему это дело приостановили, почему наших детей никто не защищает. Почему Министерство здравоохранения, которое должно думать о здоровье детей, за то, чтобы приостановить [рассмотрение дела], почему они не за то, чтобы помочь вылечить детей, признать вину, заплатить компенсацию. Почему тот же представитель образования не за детей, а против?» — заявила она.
В декабре 2018 года стало известно о вспышке дизентерии в детсадах на юго-востоке Москвы. Роспотребнадзор сообщил, что случаи заражения произошли из-за творога, произведенного на одном из молочных предприятий Липецкой области. Из-за отравления суд приостановил производство творожной продукции молочного предприятия.
Однако многие родители, с которыми общалась автор журналистского расследования об отравлении детей Дарья Бурлакова, убеждены, что дело не в твороге. Они утверждают, что детям давали творожную запеканку, которую готовят при температуре 200 °С, а возбудитель дизентерии погибает при 60 °С. По информации журналистки, поставками питания в московские школы и сады занимаются компании, связанные с Евгением Пригожиным, которого СМИ называют «поваром Путина». Родители пострадавших детей подали коллективный судебный иск к властям Москвы и поставщикам питания.
15 апреля Мещанский суд Москвы принял к производству второй коллективный иск родителей детей, пострадавших от дизентерии в детсадах столицы. Ответчики по иску — поставщики питания «Конкорд» и «ВИТО-1», департаменты здравоохранения и образования Москвы и четыре школы. Истцами выступили 31 человек.