Опубликованная 6 марта расшифровка переговоров пилотов самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», разбившегося 11 февраля в Подмосковье, не является подлинной. Фразы командира воздушного судна и второго пилота перепутаны, сообщил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. СМИ утверждали, что второй пилот Сергей Гамбарян стал снижаться вместо того, чтобы набирать высоту, из-за чего самолет разбился. Однако источник «Шторма» в феврале рассказывал, что ошибку допустил не второй пилот, а командир экипажа Валерий Губанов.
«Представленная «расшифровка» дезинформирует общественность о происходившем в кабине. В ней перепутаны диалоги командира воздушного судна и второго пилота, присутствуют слова и фразы, которых нет в аутентичной записи переговоров», — говорится в заявлении Извольского, опубликованном ТАСС.
Публикацию переговоров пилотов в Росавиации назвали «неэтичной». Расшифровку записей речевых самописцев можно публиковать только по решению правоохранительного органа, ведущего следствие, подчеркнули в ведомстве.
17 февраля близкий к комиссии по расследованию крушения Ан-148 источник «Шторма» сообщил, что причиной трагедии могло стать решение командира экипажа направить самолет вниз, вместо того чтобы выровнять в горизонтальном полете. Собеседник отмечал, что Губанов, должно быть, недавно переучился на командира Ан-148.
«Командир принял неверное решение максимально быстро потерять высоту и вел пилотирование с большим отрицательным тангажем, видимо, пытаясь выйти из облачности — зоны обледенения. Но самолет гражданский, он пилотируется не так, как военный (командир Ан-148 — в прошлом военный летчик. — Примеч. «Шторма»). Когда самолет из облаков вышел, две-три сотни метров до земли оставалось — слишком мало, чтобы такой большой самолет успел прекратить снижение без дополнительной потери высоты. Командир, увидев землю, резко потянул штурвал на себя и создал перегрузку, почти в два раза превышающую допустимую», — рассказывал собеседник «Шторма».
Источник также подтвердил сообщения о том, что между пилотами произошел конфликт. По словам специалиста, второй пилот Сергей Гамбарян пытался не допустить снижение, но не смог переубедить командира, тот «крыл его матом» и «не последовал его [Гамбаряна] грамотным советам». Таким образом, именно второй пилот правильно определил возникшую ситуацию на борту, но ему не удалось победить паникующего командира в борьбе за штурвал, заключил эксперт.
11 февраля при крушении Ан-148 в Подмосковье погиб 71 человек, включая членов экипажа.