Компания «Росгосстрах» подала иск в Высший суд штата Калифорния к своему бывшему владельцу Данилу Хачатурову на сумму 205 миллионов долларов. Бизнесмена обвиняют в нанесении финансового ущерба компании в результате заключения сомнительных сделок по перестрахованию в 2012-2017 годах. Адвокат Хачатурова Алексей Мельников назвал иск «абсолютно голословным» и заявил, что его клиент лично вопросами перестрахования никогда не занимался.
«Мы считаем, что действия Данила Хачатурова причинили ущерб компании «Росгосстрах» на сумму более чем 205 миллионов долларов. При этом общая сумма сомнительных договоров, заключенных бывшими топ-менеджерами «Росгосстраха» в период с 2012-го по 2017 год, превышает 400 миллионов долларов», — сообщил РБК представитель «Росгосстраха».
Издание, в распоряжении которого оказалась копия иска, отмечает, что в период с 2012-го по 2017 год «Росгосстрах» лишился в результате заключения договоров перестрахования (когда часть ответственности по страховому контракту передают другой компании) 205 миллионов долларов и теперь просит взыскать их с бизнесмена. Кроме того, в российской компании уверены, что часть средств обеспечила «выгоду для Хачатурова и связанных с ним лиц через различные фиктивные компании».
По мнению истца, предприниматель «управлял схемами по перераспределению активов компании на сотни миллионов долларов, направляя деньги, полученные РГС от клиентов в России, в собственные карманы и своим партнерам».
Это не первая финансовая тяжба между «Росгосстрахом» и бизнесменом: всего в судах России, указывает РБК, рассматриваются иски к предпринимателю на общую сумму 1,3 миллиарда рублей. Кроме того, в июле брат Хачатурова Сергей, бывший топ-менеджер компании, был приговорен к восьми годам колонии за хищение восьми миллиардов рублей, которые, по версии следствия, он похитил при продаже 3,5% «Росгосстраха» банку «Траст».
Подача иска в суд Лос-Анджелеса была обусловлена тем, что Хачатуров проживает сейчас в этом регионе США, сообщается в иске. Адвокат Хачатурова Алексей Мельников, в свою очередь, заявил, что иск «абсолютно голословный» и у истца нет необходимых доказательств. Правозащитник добавил, что Данил Хачатуров как президент компании «никогда лично не занимался вопросами перестрахования».
«В компании, естественно, были приняты все необходимые регламенты, которые стандартно должны быть в страховой компании в строгом соответствии с российским законодательством и требованиями ЦБ», — заявил адвокат. По его словам, отчетность страховой компании постоянно проверялась.
«Никаких замечаний со стороны международных аудиторов или надзорного органа — ЦБ — не было. Создается впечатление, что инициаторы данного иска перепутали пиар-агентство с судом штата Калифорнии, где им придется по-настоящему доказывать свои фантазии на тему права», — добавил Мельников.
Хачатуров возглавил «Росгосстрах» в 2004 году. Финансовые проблемы у компании начались в 2008 году на фоне кризиса. Также бизнесмен, по словам бывших сотрудников «Росгосстраха», вкладывал деньги в строительство бизнес-центров, которое обернулось многомиллионными потерями. Кроме того, Forbes утверждает, что компания финансировала фильм «Про любовь» Анны Меликян, которая потом стала спутницей Хачатурова.
Также «Росгосстрах» столкнулся с убыточностью ОСАГО, которая к 2016 году составила 33,3 миллиарда рублей. Хачатуров объяснял «Ведомостям», что с неизменностью тарифов и изменением регулирования продажа ОСАГО стала убыточной, но компания, занимавшая крупнейшую долю по этому продукту, не могла уйти с рынка.
Из-за многочисленных финансовых проблем владельцы компании решили объединиться с частной банковской группой «Открытие» Вадима Беляева.
«Изначально предполагалось, что страховщик передаст свой бизнес в «Открытие», а в обмен Хачатуров получит долю в «Открытие холдинге» Беляева, через который тот контролировал одноименный банк, НПФ и другие компании. Так должна была появиться крупнейшая частная финансовая группа с активами более чем на четыре триллиона рублей», — пишет РБК.
Однако в 2017 году (когда Хачатуров покинул компанию) Центробанк начал процедуру санации «Открытия», а «Росгосстрах» стал государственным. Возглавлявший тогда ВТБ 24 Михаил Задорнов заявил, что в «Росгосстрахе» «сверху донизу царило воровство» и бизнес-модель компании «никогда не была направлена на то, чтобы приносить акционерам легальную прибыль».
Хачатуров, в свою очередь, отвечал Задорнову: «Чтобы украсть у самого себя, можно придумать гораздо более простой способ, нежели положить на это 15 лет жизни и сотни миллиардов рублей вложений, чтобы построить компанию — лидера рынка во всех видах страхования».
В иске также утверждается, что спасение «Росгосстраха» обошлось Центробанку в 66 миллиардов рублей, а страховые брокеры, с которыми работала компания, имели множество признаков компаний-пустышек: информация не совпадала, фирмы несколько раз меняли названия, а также были «связаны с бывшими сотрудниками РГС». Кроме того, представители «Росгосстраха» уверены, что сумма исковых требований к Хачатурову может возрасти.