St
Россия перестала признавать белорусские летные права

Россия перестала признавать белорусские летные права

Десятки российских пилотов, прошедших подготовку в союзном государстве, потеряли право подниматься в небо

Десятки российских пилотов, прошедших подготовку в союзном государстве, потеряли право подниматься в небо
Фото: © GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev

Росавиация перестала признавать свидетельства пилотов, выданные департаментом по авиации Минтранса Белоруссии. В ведомстве объяснили отказ несоответствием документов международным авиационным нормам (ИКАО) и федеральным правилам. Пилоты считают, что российские власти нанесли очередной удар по выпускникам негосударственных авиационных учебных заведений. Как выяснил «Шторм», под удар попали десятки пилотов, которые получили белорусские летные права, опасаясь отзыва российских свидетельств в связи с расследованием крушения Boeing в Казани, произошедшего в 2013 году.


Один из российских пилотов, который сам прошел переподготовку в Белоруссии, рассказал «Шторму», что только в 2015 году туда уехали получать свидетельства около сотни российских специалистов. Некоторые были лишены свидетельств, а другие только опасались их лишиться и потерять работу. Летчики проходили курс повышения квалификации в Белорусской государственной академии авиации и ряде летных школ. Они летали в основном на самолетах Ан-2 (кукурузник) и среднемагистральных Ан-24. По окончании курса они возвращались в Россию и летали, уже имея документы союзного государства.


Председатель Белорусской федерации авиационного спорта (BFAS) Александр Центер сообщил, что в 2017 году в Белоруссии проходили обучение около 70 пилотов из России. Среди тех, кто отправился в Белоруссию за получением нового пилотского, были и члены экипажей «Аэрофлота», добавил источник «Шторма» в авиакомпании. По его словам, пилоты хотели получить второе свидетельство на случай, если российское аннулирует Росавиация. «И такие случаи были», уточнил собеседник (указанных источником пилотов лишили летных прав в 2017 году).


Тот факт, что среди владельцев белорусских пилотских, подававших свои документы на признание в России, есть ранее «лишенные» летных прав россияне, подтвердил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. После повторного запрета летчики стали устраиваться на работу в зарубежные авиакомпании, рассказал один из пилотов. «Командиры воздушных судов [едут] в основном в страны Юго-Восточной Азии, некоторые пилоты отправляются работать в Африку», — уточнил собеседник «Шторма».


Еще в 2016 году в Росавиации считали, что белорусские летные права вообще не нуждаются в признании в России. Все изменилось в феврале 2017 года, тогда ведомство обратилось в белорусский Минтранс по поводу соответствия белорусских документов международным нормам ИКАО. В Белоруссии ответили, что все в порядке, но, видимо, этот ответ не устроил Росавиацию.


Надо сказать, что белорусские летные документы действительно отличаются от норм ИКАО. Они до сих пор сохраняют классовую систему, в то время как ИКАО предусматривает другие категории пилотов: частный пилот, коммерческий (может работать в авиакомпаниях), линейный (может работать командиром). Однако пилоты уверены, что отказ Росавиации от белорусских свидетельств связан с борьбой против выпускников частных авиационных учебных заведений.


Массовые отзывы лицензий пилотов, преимущественно выпускников частных АУЦ, начались в конце 2014 года. Первый приказ включал более 80 фамилий. После этого отзывы документов у пилотов стали регулярным явлением. В 2018 году число лишенцев перевалило за 500 пилотов. А начиналось все с расследования крушения Boeing в Казани. В ходе разбирательства Следственный комитет выяснил, что Росавиация выдала более 200 бланков свидетельств пилотов на тот момент уже закрытому учебному центру. Глава СКР Александр Бастрыкин доложил о ситуации президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву, а от Росавиации ведомство потребовало провести проверку подготовки пилотов. Авиационные власти начали массово лишать пилотов летных прав.