Специалисты Росавиации поминутно восстановили порядок действий пилотов самолета Ан-148 RA-61704, который разбился в Подмосковье 11 февраля. В распоряжении «Шторма» оказался отчет, в котором сказано, что пилоты не проверили работу системы обогрева датчиков скорости самолета (приемников полного давления) перед взлетом. Сначала они «отложили» проверку, поскольку того требовал документ — руководство по производству полетов «Саратовских авиалиний», однако затем сами не выполнили требование инструкции.
Согласно предварительной версии крушения, которая уже озвучивалась ранее, именно обледенение датчиков и их неверные показания привели к замешательству и неверным действиям летчиков уже в первые минуты полета. В отчете Росавиации отмечается, что при подготовке к взлету пилоты сначала действовали по инструкции и диспетчер в 11:20 разрешил «занять исполнительный старт».
«В процессе занятия исполнительного старта зарегистрировано выполнение экипажем ВС карты контрольной проверки «На исполнительном старте», при этом пункт «Обогрев ППД включен» был «отложен» (согласно РПП [руководство по производству полетов] авиакомпании этот раздел выполняется экипажем ВС непосредственно перед взлетом по карте контрольной проверки «Перед взлетом»), — сообщается в отчете.
Расшифровка параметрического самописца показала, что система Ан-148 подавала сигналы о том, что обогрев датчиков отключен. Этих сигналов было три.
«В 11:21, практически сразу после выруливания ВС на ВПП, экипажем ВС было получено разрешение на выполнение взлета. Экипаж подтвердил получение информации и приступил к взлету. Карта контрольной проверки «Перед взлетом» не выполнялась», — говорится далее в отчете. Расхождения в показаниях датчиков появились через две с половиной минуты после отрыва самолета от земли. С этого момента на борту начала развиваться «особая ситуация».
Кроме того, в отчете говорится, что наряду с сигналами об отсутствии обогрева датчиков (ППД) система указывала на отказ топливного насоса одного из двигателей, на незапертую дверь и проблему с антиобледенительной системой. Однако эти сигналы, по словам источников «Шторма», могли быть вызваны не той или иной неисправностью, а неверной работой соответствующих датчиков.
Специалист авиационной отрасли пояснил «Шторму», что систему обогрева на Ан-148 могли включать непосредственно перед взлетом из-за конструктивных особенностей самолета — мог случиться перегрев. Кроме того, по его словам, особенности Ан-148 вынуждали экипажи летать фактически с отказами: «Привыкли, что эти отказы часто возникали. Это прямые недостатки конструкции самолета, недостатки в организации летной работы и эксплуатационной документации. И в конце концов — низкая культура безопасности полетов».