St
Эксперты Росавиации установили ошибку пилотов Ан-148

Эксперты Росавиации установили ошибку пилотов Ан-148

Согласно руководству по полетам «Саратовских авиалиний», пилоты сначала отложили проверку обогрева датчиков скорости, но затем не выполнили этот пункт инструкции

Согласно руководству по полетам «Саратовских авиалиний», пилоты сначала отложили проверку обогрева датчиков скорости, но затем не выполнили этот пункт инструкции
Фото: © GLOBAL LOOK press/Russian Investigative Committee

Специалисты Росавиации поминутно восстановили порядок действий пилотов самолета Ан-148 RA-61704, который разбился в Подмосковье 11 февраля. В распоряжении «Шторма» оказался отчет, в котором сказано, что пилоты не проверили работу системы обогрева датчиков скорости самолета (приемников полного давления) перед взлетом. Сначала они «отложили» проверку, поскольку того требовал документ — руководство по производству полетов «Саратовских авиалиний», однако затем сами не выполнили требование инструкции.


Согласно предварительной версии крушения, которая уже озвучивалась ранее, именно обледенение датчиков и их неверные показания привели к замешательству и неверным действиям летчиков уже в первые минуты полета. В отчете Росавиации отмечается, что при подготовке к взлету пилоты сначала действовали по инструкции и диспетчер в 11:20 разрешил «занять исполнительный старт».


«В процессе занятия исполнительного старта зарегистрировано выполнение экипажем ВС карты контрольной проверки «На исполнительном старте», при этом пункт «Обогрев ППД включен» был «отложен» (согласно РПП [руководство по производству полетов] авиакомпании этот раздел выполняется экипажем ВС непосредственно перед взлетом по карте контрольной проверки «Перед взлетом»), — сообщается в отчете.


Расшифровка параметрического самописца показала, что система Ан-148 подавала сигналы о том, что обогрев датчиков отключен. Этих сигналов было три.


«В 11:21, практически сразу после выруливания ВС на ВПП, экипажем ВС было получено разрешение на выполнение взлета. Экипаж подтвердил получение информации и приступил к взлету. Карта контрольной проверки «Перед взлетом» не выполнялась», — говорится далее в отчете. Расхождения в показаниях датчиков появились через две с половиной минуты после отрыва самолета от земли. С этого момента на борту начала развиваться «особая ситуация».


Кроме того, в отчете говорится, что наряду с сигналами об отсутствии обогрева датчиков (ППД) система указывала на отказ топливного насоса одного из двигателей, на незапертую дверь и проблему с антиобледенительной системой. Однако эти сигналы, по словам источников «Шторма», могли быть вызваны не той или иной неисправностью, а неверной работой соответствующих датчиков.


Специалист авиационной отрасли пояснил «Шторму», что систему обогрева на Ан-148 могли включать непосредственно перед взлетом из-за конструктивных особенностей самолета — мог случиться перегрев. Кроме того, по его словам, особенности Ан-148 вынуждали экипажи летать фактически с отказами: «Привыкли, что эти отказы часто возникали. Это прямые недостатки конструкции самолета, недостатки в организации летной работы и эксплуатационной документации. И в конце концов — низкая культура безопасности полетов».