Россия намерена расширить автозаки и поставить в них туалеты, сообщили в Минюсте. Так ведомство отреагировало на претензии ЕСПЧ, признавшего условия содержания заключенных и задержанных в России бесчеловечными. Тем, кто уже пострадал от этого, Минюст пообещал выплатить компенсации.
Свои планы российское министерство изложило в докладе, представленном в Комитете министров Совета Европы. В 2019 году Европейский суд по правам человека расценил условия перевозки заключенных в России как бесчеловечные и дал Москве 18 месяцев на решение этой проблемы. Теперь Минюст РФ предложил план исправления ситуации.
«Во ФСИН также готовы... установить решетки в дверях камер спецтехники — для улучшения вентиляции, предусмотреть обязательное оснащение химическим туалетом при перевозке на расстояние свыше 200 километров», — говорится в отчете, опубликованном на сайте СЕ.
Кроме того, заключенных и задержанных предлагается обеспечивать едой и водой. В частности, Минюст отмечает, что подобная практика применялась в четырех регионах России.
Что касается пострадавших из-за плохих условий содержания в автозаке, им могут выплатить компенсации, сообщили в российском ведомстве. В министерстве указали, что за первую половину 2020 года суды удовлетворили 261 иск о возмещении вреда за ненадлежащие условия содержания в СИЗО, колониях и при перевозке заключенных.
По утверждению Минюста, это более половины от всех поданных заявлений. Например, одному бывшему заключенному из Великого Новгорода выплачено 500 тысяч рублей.
В 2012 году газета «Известия» сообщала, что в 2013 году в Москву будут поставляться автозаки с биотуалетами. Речь тогда шла о новых отечественных автозаках «Валдай», стоимость каждого — около двух миллионов рублей. Сейчас эти автозаки комплектуются кондиционерами, системой вентиляции и комплексами видеонаблюдения. Однако правозащитники тогда ответили, что, несмотря на внедрение новых технологий, условия в автозаках остаются пыточными.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) ранее не раз признавал, что перевозки российских заключенных в автозаках нарушают европейскую Конвенцию о защите прав человека, запрещающую пытки. В августе 2012 года такое решение впервые было вынесено в России: в частности, Верховный суд Республики Коми поддержал жалобу осужденных Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова на пыточные условия в автозаках и вагонзаках, в которых они провели 20 часов во время этапа. Позднее это решение отменил президиум Верховного суда республики.