Федеральные операторы связи смогут частично окупить свои затраты на исполнение «закона Яровой», если будут предоставлять мелким компаниям услуги по хранению данных на приобретенных системах. В ведущих компаниях уже заявили, что даже при успешном осуществлении подобных договоров крупные операторы только частично компенсируют себе затраты на исполнение закона.
«Появление таких услуг от крупных операторов ожидаемо. Но в случае с небольшими региональными компаниями вопрос в том, придется ли им хранить внутренний трафик или только внешний. Если ФСБ решит, что необходимо хранить и внутренний, в любом случае придется ставить собственное оборудование», — приводит «Коммерсантъ» слова источника, осведомленного об идеях федеральных операторов связи.
Принятый закон разрешает хранить данные одного оператора на оборудовании другого — для этого нужно согласование с ФСБ.
«МегаФон» уже начал рассылку опросника, в ходе которой в компании надеются установить востребованность таких услуг на рынке связи. О рассмотрении этой идеи также заявили в МТС и «Ростелекоме». Впрочем, глава «Ростелекома» Михаил Осеевский ранее уже отмечал, что вне зависимости от рентабельности хранения данных мелких компаний, на исполнении «закона Яровой» никто из операторов связи не заработает.
1 июля вступили в силу антитеррористические поправки, известные как «закон Яровой». Они обязывают операторов связи и организаторов распространения информации в интернете хранить все виды коммуникаций пользователей в течение полугода. Операторы связи уже посчитали расходы на исполнение требований этого закона за пять лет. Так, «МегаФон» оценил затраты в 40 миллиардов рублей, «Вымпелком» — в 45 миллиардов рублей, МТС — в 60 миллиардов.
Один из авторов инициативы — депутат Госдумы от партии «Единая России» Ирина Яровая. Она еще на стадии обсуждения законопроекта отстаивала максимально жесткую его редакцию, несмотря на справедливые замечания коммерческого сектора о том, что необходимость закупки огромного количества жестких дисков просто разорит эти компании либо они будут вынуждены ввести неподъемные для своих абонентов тарифы на мобильную связь.