Возвращение Ирана к полному соблюдению условий совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) абсолютно нереалистично, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. По его словам, чтобы Тегеран прекратил действия по постепенному выходу из соглашения, ему нужно обеспечить экономически выгодные условия, которые были потеряны при выходе из ядерной сделки США в 2018 году и последующем введении Вашингтоном санкций против Ирана.
«Есть участники [сделки], которые считают, что Иран без каких-то дополнительных оговорок, условий и требований должен вернуться к полному выполнению своих обязательств. Но в нынешней ситуации это совершенно нереалистично. Чтобы Иран услышал эти призывы, необходимо обеспечить ему предусмотренные сделкой экономические возможности, которые были потеряны в результате санкций США», — заявил Рябков по итогам встречи по иранской ядерной сделке.
Дипломат отметил, что Иран намеревается 4-5 августа сделать третий шаг по сокращению выполнения обязательств по сделке, но не уточнил, в чем именно он будет заключаться. «Мы призвали иранцев все-таки воздерживаться от этого», — добавил Рябков.
Для решения этой проблемы важно восстановление «экономической отдачи, которую получал Иран до введения очередного пакета американских санкций в виде ограничения, в том числе экспорта нефти, и до объявления США политики максимального давления на Иран», заявил Рябков. «В принципе, все идет в правильном направлении», — сказал дипломат.
Рябков подчеркнул, что нельзя «отдавать на откуп американским санкционщикам проекты, составляющие если не ядро СВПД, то его важную часть». «Эти проекты надо защищать, ограждать. Нужно искать решения, как это сделать даже при худшем развитии событий, потому что отказываться от них нельзя», — заключил замглавы МИД России.
В середине мая Агентство по атомной энергетике Ирана заявило о приостановке выполнения ряда своих обязательств по СВПД по иранской ядерной программе. В частности отмечалось, что на предприятии в Араке уже началась подготовка к обогащению урана и производству тяжелой воды. Решение о приостановке было принято Высшим советом национальной безопасности Ирана, а с 7 июля Тегеран начал обогащение урана выше 3,67%, заявил замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи. При этом он подчеркнул, что данное решение не нарушает ядерную сделку, а основано на статьях 26 и 36 соглашения.