Пользователи соцсетей и кинокритики сошлись во мнении, что фильм «Смерть Сталина» выявил социальную проблему России. Главред журнала «Искусство кино» Антон Долин заявил, что отмена проката картины — это признание «Да, мы сталинисты», а кинокритик Colta.ru Василий Корецкий считает, что проблема не в фигуре Сталина, а в комплексах всей российской культурной элиты. Россияне разделились в соцсетях на два лагеря: сторонников и противников запрета «Смерти Сталина».
«Те, кто инициировал или поддержал на государственном уровне запрет комедии «Смерть Сталина», тем самым признались, вслух и недвусмысленно: «Да, мы сталинисты». Любые прочие соображения — о качестве фильма, подспудных мотивах запрета и его юридических основаниях — совершенно факультативны и, в общем, несущественны, поскольку уводят в сторону от основного тезиса. Такое — впервые. И нет, это не про кино», — написал Долин на своей странице в Facebook.
В комментариях отметили, что «фильм… запретили, потому что Сталин жив». Многие пользователи согласились с тем, что отмена проката связана с политическими соображениями.
«В Министерстве культуры полно криптосталинистов. Мединский, хотя прямо этого не утверждает, но по его политике и культурным высказываниям мы можем ожидать, что он сторонник железного курса. Но проблема в том, что об этом никто прямо не говорит», — поделился своим мнением со «Штормом» кинокритик Василий Корецкий.
Однако, по его мнению, основная проблема еще шире. «Дело даже не в Сталине, а в болезненном отношении Мединского к любым попыткам иностранцев трактовать или играть с фактурой русской истории. Такие комплексы распространены среди российской интеллигенции независимо от ее политических предпочтений», — подчеркнул Корецкий, напомнив, что даже писатель Дмитрий Быков возмутился тем, как на Западе экранизировали «Анну Каренину».
Это объясняет, почему Минкульт не внял просьбам почитателей последнего русского царя запретить «Матильду»: историческая драма о Николае II и балерине Кшесинской снял российский режиссер Алексей Учитель, а «Смерть Сталина» — шотландский фильм. Теперь в интернете шутят, что «Сталин сейчас живее всех живых». Telegram-канал «Теория элит» разместил фотографию военного, похожего на вождя, с подписью: «У Великобритании фильм фейковый — это всем известно... [Сталин] воюет в Сирии».
«Смерть Сталина» уже окрестили «Матильдой-2». Как и в случае с фильмом Учителя, мнения пользователей о правильности запрета комедии разделились. Некоторые посчитали, что в Минкультуры правы, потому что фильм «только лишний повод харкнуть в Россию» и одинаково нельзя снимать ни «Смерть Сталина», ни «Смерть Николая II». Другие возмутились цензурой и тем, что над умершим вождем запрещено смеяться, несмотря на инициированные им репрессии. Также часть пользователей отметили, что «Смерть Сталина» уже стала яблоком раздора, как «Матильда», хотя ничего скандального в картине нет: в СССР уже снимали саркастические фильмы о вожде, например, «Черная роза — эмблема печали» Сергея Соловьева, однако их никто не требовал запретить.
Режиссер «Смерти Сталина» Армандо Ианнуччи в интервью The Guardian выразил надежду, что картину удастся показать в российских кинотеатрах.
«Все русские, которые видели этот фильм, в том числе журналисты, сказали, что получили удовольствие от просмотра. Они сказали: «Он смешной, но правдивый», — прибавил он.
Дочь маршала Георгия Жукова Эра, режиссеры Никита Михалков и Владимир Бортко, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, продюсер Игорь Угольников и юристы Министерства культуры 23 января отправили письмо Владимиру Мединскому с просьбой временно отозвать прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» и «провести дополнительную юридическую экспертизу» картины, которую обвиняют в экстремизме. Минкульт оперативно отменил показ картины. Общественный совет при ведомстве попросил Генпрокуратуру проверить «Смерть Сталина» на экстремизм.
В России прокат фильма должен был начаться 25 января. Международная премьера «Смерти Сталина» состоялась 15 сентября 2017 года на кинофестивале в Торонто. Слоган фильма звучит так: «Тоталитарная комедия в вольной трактовке».