Курдские силы самообороны (YPG) по «секретному соглашению» получили от Соединенных Штатов переносные зенитно-ракетные комплексы, сообщает сирийское проправительственное издание Al-Masdar со ссылкой на «источники в оппозиции». Средства защиты доставили в спорный район Африн на северо-западе САР. Они нужны для защиты от потенциального наступления Турции.
США передали курдам ПЗРК еще на второй неделе января. Силы Коалиции доставили вооружения непосредственно в занятый YPG район Африн, находящийся в провинции Алеппо на северо-западе Сирии. «Источники издания среди оппозиции» подтвердили, что передача ПЗРК — часть «секретного протокола» соглашения, которое Вашингтон заключил с курдскими силами самообороны. Зенитно-ракетные комплексы необходимы для выживания, в случае если Анкара запустит полноценное наступление с использованием самолетов и дронов, которым президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже дважды грозился в январе.
ПЗРК MANPAD, полученные курдами, снабжены ракетами «земля-воздух» с функцией определения цели по тепловому следу. Пользоваться такими установками может любой солдат YPG. Они просты в эксплуатации, безопасны для стрелка в момент запуска и удобны для переноски. ПЗРК не нуждаются в сложном техническом обслуживании. Они могут сбивать цели, летящие на любой скорости, но не находящиеся слишком высоко.
YPG близко контактируют с Демократическими силами Сирии (а по другим источникам — неофициально входят в их состав), на основе которых коалиция во главе с США создает «защитников границ», крупный военный корпус, необходимый для обороны занятых ими территорий САР к востоку от реки Евфрат. Формально курдские силы самообороны не имеют никакого отношения к коалиции во главе с Соединенными Штатами, вследствие чего и возникла необходимость в секретном протоколе, объясняет сирийское издание. По версии Турции, YPG также тесно связаны с Рабочей партией Курдистана, которая признана Анкарой террористической организацией. И силы самообороны, и недавно анонсированные «защитники границ» могут стать целью наступления турецкой армии.
Курдские формирования Турция считает террористическими группировками, выросшими вблизи их территории. Анкара намеревается уничтожить эти объединения. Из-за «защитников границ» ситуация стала еще напряженнее: Турция готова в любой момент начать операцию в провинции Африн, где правительство и оппозиция только договорились об условиях режима прекращения огня. Москва и Дамаск просят Анкару проявить сдержанность и не вводить войска, но действия США не помогают стабильности в регионе. Кроме того, возобновление боев в Африне может привести к срыву Конгресса национального диалога, который должен пройти в Сочи 29-30 января.
Послевоенное устройство Сирии стало одной из главных тем международной повестки, после того как 20-21 ноября 2017 года различные участники конфликта объявили о победе над ИГ (запрещено в РФ). Проблема мирного урегулирования ситуации в САР заключается в том, что в стране действуют несколько фракций, из-за разногласий между которыми может разжечься новый конфликт. Лоялисты выступают в пользу сохранения за Башаром Асадом президентства, оппозиция — за его свержение и полную смену власти демократическим путем. Кроме того, на территории Сирии живут курды, желающие если не независимости, то хотя бы автономии. Миллионы беженцев, оставшихся без домов и средств к существованию, также представляют угрозу: среди них могут появиться новые сторонники радикальных идей.