Правоохранители на Кипре нашли и допросили россиянина по делу о взрыве в порту Бейрута. По сведениям агентства Reuters, силовики допросили бизнесмена из Хабаровска Игоря Гречушкина, который предположительно является владельцем корабля Rhosus. На борту этого судна, арестованного несколько лет назад властями Ливана, находилось 2,75 тысячи тонн аммиачной селитры. Именно этот груз взорвался 4 августа в порту столицы Ливана.
«Из Интерпола в Бейруте поступил запрос с просьбой установить местонахождение этого человека и задать определенные вопросы, связанные с грузом», — цитирует Reuters пресс-службу властей Кипра.
Отмечается, что информация, которая была получена во время допроса, была передана в Ливан. Источник агентства в правоохранительных органах сообщил агентству на условиях анонимности, что допрос был проведен именно в отношении 43-летнего российского бизнесмена Игоря Гречушкина.
Партия селитры, как сообщает «Медиазона» со ссылкой на документы, предоставленные экс-капитаном Rhosus Борисом Прокошевым, перевозилась из Батуми (Грузия) в Мозамбик для компании Fabrica de Explosivos, которая занимается производством промышленных взрывчатых веществ. Поставщиком выступало акционерное общество «Рустави Азот», получателем — международный банк Мозамбика. Fabrica de Explosivos работает в Замбии, Конго и Малави.
Однако первый замглавы «Рустави Азот» Леван Бурдиладзе в разговоре с РБК опроверг информацию о том, что 2,75 тысячи тонн селитры, взорвавшейся в Бейруте, принадлежали грузинской компании.
«Насколько мне известно из информации из СМИ, речь идет о селитре, которая была произведена в 2013 году. В 2013 году наша компания еще не существовала. Так что мы не имеем ничего общего с той селитрой, которая якобы там взорвалась. У меня нет информации этого юридического лица, которая владела тогда заводом», — сообщил он.
Представитель грузинской компании также выразил недоумение, почему власти Бейрута хранили селитру шесть лет, хотя срок годности у нее шесть месяцев: «Для меня абсолютно непонятно, почему власти Ливана хранили просроченную селитру целыми годами. После шести месяцев селитра теряет техническую характеристику, которая необходима для ее назначения».
Ранее Прокошев сообщил, что Rhosus принадлежал бизнесмену из Хабаровска Игорю Гречушкину, который сейчас проживает на Кипре. По словам бывшего моряка, владелец судна обанкротился и сбежал, а корабль арестовали за неуплату долга. Позднее команда продала часть топлива, чтобы нанять адвоката. После того как суд встал на их сторону, моряков депортировали.
Первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук сообщил РБК, что судно арестовали из-за невыплат зарплаты членам экипажа и из-за технических проблем. «И судовладелец на самом деле судно бросил. Инспекторы Международной федерации транспортников помогали морякам выбраться оттуда. Насколько я знаю, выбрались они в конечном счете даже без зарплаты, но по крайней мере им удалось уехать», — сказал Ковальчук.
В свою очередь, издание CyprusMail сообщает, что судно Гречушкину в 2012 году продал бизнесмен с Кипра Хараламбос Манолис. Он сообщил, что к Гречушкину обратилась некая компания, которая попросила по пути захватить дополнительный груз из Ливана. Россиянин согласился и даже получил аванс. Но в Бейруте выяснилось, что оборудование не вмещалось на борт, а местные власти отказались выпускать корабль из-за технического состояния судна.
Гречушкин, отмечает Манолис, понял, что у него проблемы с властями Ливана, транспортной компанией (у которой он взял аванс) и своей командой (они требовали денег, потому что он не платил им месяцами). Бизнесмен объявил себя банкротом и сбежал, а селитру конфисковали.
Газета The Times сообщала, что Гречушкин владеет компанией Teto Shipping, зарегистрированной на Маршалловых островах. По сведениям Siberian Times, уроженец Хабаровска сейчас проживает на Кипре вместе со своей женой Ириной, а их сын Артем обучается в Шотландии.
4 августа мощнейший взрыв прогремел в портовой зоне Бейрута. Взрывной волной уничтожены и повреждены десятки домов, без жилья остались более 300 тысяч человек. Погибли 137 человек, пострадали около пяти тысяч, огромное количество жителей пропали без вести. Повреждено здание международного аэропорта. Ущерб исчисляется миллиардами долларов. Ливан заявил, что причиной взрыва стали 2750 тонн аммиачной селитры, конфискованной таможенными службами шесть лет назад. Она все это время хранилась на складе.