По итогам одиннадцати месяцев 2019 года в российском прокате окупились лишь восемь из 68 фильмов, получивших государственные субсидии. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС). В 2018 году за аналогичный период окупились девять из 54 кинолент, съемки которых поддержало государство.
Как объяснил агентству аналитик кинобизнеса Сергей Лавров, для того чтобы кинокартина стала коммерчески успешной, ей необходимо собрать в прокате в два раза больше, чем на нее было потрачено. По словам эксперта, половина кассовых сборов уходит кинотеатрам, еще около 15% достается дистрибьютору, а продюсерам остается около 40% от собранных денег.
Самые большие кассовые сборы в 2019 году принесла военная драма «Т-34», собравшая в прокате 2,3 миллиарда рублей при потраченных на ее съемки 563,8 миллиона. Второе и третье место заняли фильмы «Бабушка легкого поведения-2» (кассовые сборы — 439,7 миллиона, бюджет — 101,5 миллиона) и «Миллиард» (408,6 миллиона и 240 миллионов соответственно).
Серди окупившихся кинокартин с государственной поддержкой также оказались:
— «Любовницы» (сборы — 291,4 миллиона, бюджет — 95 миллионов);
— «Трезвый водитель» (сборы — 214,9 миллиона, бюджет — 80 миллионов);
— «Давай разведемся!» (сборы — 100,5 миллиона, бюджет — 38 миллионов);
— «Верность» (сборы — 97,3 миллиона, бюджет — 46,3 миллиона);
— «Балканский рубеж» (сборы — 307,6 миллиона, бюджет — 150 миллионов).
Наибольший убыток своим создателям принесла приключенческая кинолента «Тайна печати дракона». На ее производство было потрачено 2,3 миллиарда рублей, из которых 90 миллионов выделил Фонд кино. В российском прокате картина смогла собрать 333,5 миллиона рублей.
В начале ноября министр культуры Владимир Мединский заявил, что кинокомпании, фильмы которых не имели коммерческого успеха в прокате, будут занесены в стоп-листы. У предприятий из такого черного списка будут «невысокие шансы на дальнейшую господдержку», подчеркнул он.
Гендиректор «Мосфильма» режиссер Карен Шахназаров в беседе с Daily Storm отказался комментировать объявленную Мединским инициативу о создании стоп-листов. Однако Шахназаров согласился с распространенным мнением, что провал картины в прокате не всегда означает ее низкое качество.
По данным газеты «Ведомости», ежегодно на производство фильмов государство выделяет пять-семь миллиардов рублей. Эти деньги Минкультуры и Фонд кино распределяют между компаниями — ведомство выдает средства на создание авторского и дебютного кино, а фонд поддерживает рассчитанные на массовую аудиторию фильмы. При этом Министерство культуры выдает средства на безвозвратной основе, а часть средств Фонда кино можно получить только на условиях 100-процентной возвратности.