Бабушкинский районный суд Москвы 10 августа повторно отказал пилотам в коллективном иске к авиационным властям России. Спор касается решений Росавиации о лишении летчиков свидетельств. Авиаторы требуют признать приказы ведомства незаконными. Они считают, что регулятор не имел полномочий по отзыву пилотских (такой же позиции придерживается Министерство транспорта).
В коллективном иске участвуют 10 пилотов из разных городов России, в том числе из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Владивостока и Казани. Все они проходили обучение в Челябинском летном училище (ЧЛУГА, ранее Челавиа).
Спор выпускников ЧЛУГА с Росавиацией длится уже больше года. Первый раз Бабушкинский районный суд также принял решение в пользу авиационных властей. Однако позднее Мосгорсуд отменил решение нижестоящего суда и отправил дело на повторное рассмотрение. Теперь пилоты намерены снова обращаться в Мосгорсуд, а при необходимости и в Верховный суд.
ЧЛУГА было единственным в России частным училищем, обучавшем пилотов с нуля. В 2016 году Росавиация отказалась продлить сертификат учебного центра. Но училище продолжило вести подготовку пилотов. Руководство ЧЛУГА настаивает, что имело право продолжать работу, поскольку у центра оставалась лицензия Министерства образования. Однако суд все же принял решение о закрытии учебного заведения.
В апреле 2018 года выпускники ЧЛУГА (Челавиа) снова попали под удар. Авиационные власти лишили летных прав 60 отучившихся там пилотов. Половину из них решено было отправить на переподготовку в Ульяновский институт гражданской авиации. Другая половина лишенцев пытается отстаивать свое право подниматься в небо на российских судах. Несколько дел уже было рассмотрено. По словам источника, знакомого с ситуацией, пока этим пилотам в большинстве случаев удается убеждать суды в своей правоте.
Массовые лишения пилотов свидетельств начались в России в конце 2014 года. На фоне ряда авиакатастроф Следственный комитет заинтересовался качеством подготовки пилотов в российских учебных центрах. Выяснилось, что пилот потерпевшего крушение под Казанью Boeing (2013 год) имел фиктивные документы — в 2009 году Росавиация выдала на тот момент уже закрытому авиационному учебному центру в Петербурге 215 бланков пилотских свидетельств.
Согласно данным СК,135 летчиков получили свои свидетельства в этом закрытом центре, в том числе авиаторы ведущих российских авиакомпаний. СК потребовал авиационные власти проверить подготовку российских пилотов. Росавиация стала десятками лишать летчиков прав. За четыре года число потерявших лицензию перевалило за 500 человек.