Счетная палата России подготовила доклад, в котором отмечается высокий риск скачка цен на бензин после 1 января 2019 года из-за повышения акцизов на топливо. Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша сказал «Шторму», что единственно «абсолютно правильным решением» сейчас могла бы стать заморозка правительством акцизов с Нового года. Если этого не предпринять, то можно предусмотреть введение других механизмов, которые помогут сдержать рост цен на бензин.
«В июне акцизы были снижены, и это сыграло роль в стабилизации розницы. Но повышение акцизов более чем на четыре тысячи, конечно, подтолкнет [к росту] цены, — сказал Аркуша. — Нужно, чтобы с 1 января акциза не повышались… Для этого, видимо, нужны политическая воля и [ решение] президента».
По его словам, в настоящее время цены на бензин продолжают ползти вверх из-за роcта биржевых котировок на нефть. «При этом в некоторых регионах розничные цены у независимых продавцов на четыре-пять рублей выше, чем у [крупных продавцов]».
Альтернативный рычаг, который правительство может применить для стабилизации цен в рознице, — ввести демпфер уже в ноябре 2018 года (а не с 1 января 2019-го, как это предполагалось ранее), чтобы убедиться в его эффективности. Демпфер — это механизм, позволяющий избежать резких колебаний в данном случае на рынке цен на топливо. «Демпфер может компенсировать рост акцизов, — убежден Аркуша. — Это также поможет привести в нормальное равновесие оптовые и розничные цены».
«Сейчас есть демпфер, который правительство утвердило в рамках налогового маневра еще летом. Все это должно якобы сдержать рост цен. Этот демпфер заключается в том, что нефтяные компании получают субсидии, которые им позволяют покрывать убытки, которые они несут [при продаже топлива внутри страны по искусственно сниженным ценам]».
По его словам, сама по себе схема такого компенсирования убытков вызывает вопросы, поскольку от экспорта нефтяные компании сейчас получают колоссальные доходы».
Резкий рост цен на бензин произошел в мае и июне 2018 года. Тогда марки АИ-92 и АИ-95 почти во всех регионах стали стоить больше 40 рублей за литр, хотя в начале года продавались за 38-39 рублей, а в 2017 году — около 36-37 рублей.