Власти США решили ввести санкции против дочерней трейдинговой компании «Роснефти» Rosneft Trading, S.A и ее президента Дидье Касимиро. В американском Минфине пояснили, что это связано с продажей нефти из Венесуэлы и сотрудничеством с властями Боливарианской Республики. В администрации США заявили, что распоряжение о санкциях против подразделения «Роснефти» отдал глава Белого дома Дональд Трамп. При этом введенные ограничительные меры в отношении Rosneft Trading, S.A не распространяются на головную компанию.
«Сегодня Министерство финансов США ввело санкции в отношении принадлежащей России брокерской компании Rosneft Trading, S.A и ее президента Дидье Касимиро за то, что она выступала посредником при продаже по всему миру нефти из Венесуэлы от лица нелегитимного режима [Николаса] Мадуро, — сказала журналистам представитель американской администрации высокого ранга. — Хотя государственная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PDVSA) находится под санкциями США, Rosneft Trading, S.A оказывала поддержку нефтяному сектору Венесуэлы и активно пыталась обойти санкции США».
Уточняется, что с введением ограничительных мер активы Rosneft Trading в юрисдикции США должны быть заблокированы. Американцам также запрещается вести с ней какой-либо бизнес. Власти США предоставят странам и компаниям генеральную лицензию сроком на 90 дней для завершения сделок с Rosneft Trading. В Вашингтоне полагают, что глобальные нефтяные рынки после введения санкций в отношении «дочки» «Роснефти» будут стабильными: «Мы уверены, что энергетические рынки останутся стабильными, на глобальном нефтяном рынке существует достаточное предложение».
Акции «Роснефти» подешевели в ходе торгов на Московской бирже на 5% — до 441,7 рубля, но затем ситуация немного исправилась — до 451,8 рубля за бумагу (- 2,8%). При этом курс доллара на Мосбирже вырос на 0,75%, до 63,94 рубля, а евро — на 0,6%, до 69,1 рубля.
О планах в течение 30 дней ввести санкции против «Роснефти» за сотрудничество с венесуэльскими властями 7 февраля 2020 года заявлял советник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен. Глава МИД РФ Сергей Лавров в ответ сказал, что Москва уже «давно привыкла» к угрозам Вашингтона.
«Я слышал очередные угрозы из Вашингтона — наказывать всех, кто так или иначе сотрудничает с Венесуэлой. Мы к этому уже привыкли. Привыкли и к тому, что, не стесняясь, американские официальные лица заявляют: «Да, Вашингтон привержен доктрине Монро [декларация принципов внешней политики США]. И доктрина Монро должна претворяться в жизнь», — цитирует Лаврова ТАСС.
Ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин признался, что все, что не убивает госкорпорацию, делает ее сильнее. Он также раскритиковал внешнюю и экономическую политику США, заявив, что их доминантой стало подавление конкурентов: «Для «Роснефти» — все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
«Использование силовых методов решения проблем превратилось в особый американский стиль ведения дел, или же, цитируя недавнее высказывание заместителя министра иностранных дел Китая, господина Чжан Ханьхуэя, в стиль «обнаженного экономического терроризма и шовинизма», — добавил Сечин.
«Роснефть» находится под санкциями со стороны ЕС и США с 2014 года. Поводом для введения ограничений, включающих в себя запрет на финансирование и поставку технологий, стали события на Украине и присоединение Крыма к России. В октябре 2019 года российская компания обвинила Вашингтон в избирательном применении санкций по Венесуэле. В частности, отмечалось продление разрешения на работу на венесуэльском рынке таким компаниям, как Chevron. В «Роснефти» подчеркивали, что компания является одним из крупнейших иностранных инвесторов латиноамериканской страны, реализующим несколько проектов по разведке и добыче нефти вместе с венесуэльской PDVSA.