Глава нефтегазовой госкомпании «Роснефть» Игорь Сечин заявил, что уже к 2025 году мир может столкнуться с дефицитом черного золота в 750 миллионов тонн в год. Для сравнения, «Роснефть», по данным корпорации, добывает в год примерно 200 миллионов тонн, владея пятой частью всех российских АЗС. В РГУ нефти и газа имени Губкина заявили, что нефтяники лучше остальных понимают необходимость развития альтернативной энергетики, и призвали российские власти убрать препоны для развития новой отрасли.
«Нас ждет структурный дефицит нефти — ведь растущий спрос на нефть накладывается на падение добычи на истощенных месторождениях», — цитируют «Ведомости» Сечина.
Руководитель «Роснефти» не упомянул о необходимости развития альтернативных источников энергии в качестве решения проблемы нехватки ресурса в обозримом будущем, однако в интервью корреспонденту «Шторма» профессор РГУ нефти и газа имени Губкина Валерий Бессель отметил, что мир неизбежно придет к «новой энергетике».
«Сечин выступает не как лоббист, а как менеджер государственной компании, трезво оценивая текущую ситуацию и делая правильные прогнозы на будущее, — сказал ученый. — На это [нехватку запасов] все экспертное сообщество пытается обратить внимание наших руководителей постоянно».
Нефть является фактически невосстанавливаемым ресурсом. Коэффициент оценки остаточных запасов невозобновляемых ресурсов, который определяется делением извлекаемых запасов на уровень добычи, показывает, что пиковые показатели добычи нефти были зафиксированы в мире еще в 2011 году. Пиковые показатели по газу были достигнуты еще раньше — в 2001 году, напомнил Бессель.
«Говоря строго математически, нефть — это возобновляемый ресурс, просто сроки восстановления ее запасов — это миллионы лет. А добывать ее мы можем [только] в ближайшее 100 лет, — продолжил собеседник «Шторма». — В России в этом смысле ситуация еще более плохая — в 1996 году был зафиксирован пик нефтедобычи, в 1997-м — газа».
Расчеты по прогнозируемому уровню дефицита делаются на основании данных компании BP, которая уже ставит на баланс запасов так называемые нетрадиционные нефти (сложно добываемые), суммарно составляющие порядка 26% от всех запасов. «Темпы добычи с каждым годом увеличиваются, а запасы — нет. Новую нефть просто неоткуда взять! Если говорить о сложно извлекаемой нефти — битуминозных песках и прочем, — это всего около 250 миллионов тонн [в год]», — пояснил Бессель.
Специалисты нефтегазовой отрасли не преследуют корыстный интерес и не лоббируют увеличение добычи, подчеркнул Бессель: «Я нефтяник, всю жизнь отработал в этой отрасли, с 1980 года. Но в 2014 году я лично разработал курс альтернативной энергетики и читаю его в РГУ нефти и газа магистрантам и специалистам отрасли. Я уже начал готовить людей к пониманию того, что нефть и газ — это невозобновляемые ресурсы и вам придется заниматься альтернативной энергетикой».
Уровень развития современной техники, в первую очередь автомобильной, позволяет сравнительно быстро осуществить переход на новые источники питания. Кроме того, колоссальный опыт по развитию альтернативных источников энергии, который был накоплен в советское время, необходимо использовать и развивать в современной России, отметил Бессель. «В советское время мы были в числе лидеров по развитию проектов альтернативной энергетики. Например, единственный в мире самолет с водородным двигателем — Ту-155 — был построен в СССР в 1980-е годы. Водород в нем преобразовывался благодаря конверсии метана», — напомнил ученый.
Однако после 1991 года в стране к власти пришли элиты, которые совершенно не нуждались в развитии инновационных проектов, считает профессор: «Они просто жили с продажи земельной и сырьевой ренты… Естественно, мы стали страной, которая, скажем мягко, сильно отстает. Важно, что сейчас пришло понимание [проблемы] — наконец-то наши расчеты кто-то услышал. Но нам не хватает мозгов и политической воли, чтобы начать действовать на государственном уровне».
В середине июня Россия и Саудовская Аравия согласовали бессрочное продление договора ОПЕК+ по увеличению добычи нефти в III квартале 2018 года. Ранее, в 2016 году, страны, являющиеся основными добытчиками ресурса, договорились сократить уровень добычи, чтобы стабилизировать цены на рынке. Па данным «Всемирной книги фактов» ЦРУ США за 2013 год, общемировые запасы нефти оценивались приблизительно в один миллиард баррелей.