Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Об этом сообщил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин. Проект предусматривает сохранение дефицита бюджета на весь трехлетний период из-за повышенных расходов на фоне COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%. По предварительной оценке, в 2020 году доходы бюджета оказались на уровне 17,8 триллиона рублей, расходы — 22,5 триллиона рублей, а дефицит — примерно 4,7 триллиона рублей.
«В Госдуму поступило сегодня 15 законопроектов, внесенных правительством, из которых четыре законопроекта включают в себя проект закона о федеральном бюджете, а также это бюджеты — Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медицинского страхования. 11 законопроектов — бюджетообразующие», — сказал Володин.
По словам спикера нижней палаты парламента, на пленарном заседании законопроекты будут рассматриваться «не раньше конца октября». Володин при этом назвал работу по бюджетным законопроектам важной и ответственной, напомнив, что она является приоритетной.
Согласно документу доходы федерального бюджета в 2021 году составят 18,8 триллиона рублей, в 2022 году — 20,6 триллиона рублей, в 2023 году — 22,3 триллиона рублей. Расходы в 2021 году будут насчитывать 21,52 триллиона рублей, в 2022 году — 21,88 триллиона рублей, в 2023 году — 23,67 триллиона рублей. Дефицит в 2021 году будет на уровне 2,75 триллиона рублей, в 2022 году — 1,25 триллиона рублей, в 2023 году — 1,41 триллиона рублей.
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — указывается в сообщении кабмина.
Больше всего планируется потратить в разделе «Социальная политика» — примерно 5,6 триллиона рублей, или 26% от общего объема бюджетных трат. Социальные расходы при этом увеличатся на 4,5% по сравнению с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.
На втором месте — экономика с расходами 3,3 триллиона рублей рублей в 2021 году, на третьем — национальная оборона (3,1 триллиона рублей), на четвертом — национальная безопасность и правоохранительная деятельность (2,4 триллиона рублей), а замыкает пятерку здравоохранение — 1,1 триллиона рублей.
Сообщается, что финансирование национальных проектов уменьшится примерно на 9% — с планировавшихся ранее 2,4 триллиона рублей до 2,25 триллиона рублей в 2021 году. В 2022 году на эти цели выделят 2,62 триллиона рублей, в 2023 году — 2,79 триллиона рублей.
Кроме того, правительство ожидает, что цены в 2021 году вырастут в среднем на 3,7%. ЦБ на последнем заседании совета директоров в сентябре скорректировал прогноз по инфляции: в условиях проводимой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, вероятно, составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году, а в 2022 году вернется к целевым 4%.
Также в ходе правительственного часа Володин подчеркнул: крайне важна реализация программы, поддержанной главой государства Владимиром Путиным, — «Комплексное развитие сельских территорий». Спикер Госдумы обратил внимание, что «программа недофинансируется». «Президент дал конкретное поручение, оно не выполнено Министерством финансов», — констатировал Володин.
«Давайте мы этот вопрос вынесем на обсуждение с председателем правительства и сделаем все для того, чтобы программа финансировалась в соответствии с данными, которые были определены по паспорту», — предложил спикер нижней палаты, отметив, что «финансирование от паспорта отличается почти в пять раз».
Ранее глава Минфина Антон Силуанов уточнял, что в переходный период 2021 года сохранятся еще повышенные объемы расходов и дефицита бюджета. При этом, по словам министра, объем заимствований в 2021 году будет увеличен сверх обычных параметров и ориентиров на 875 миллиардов рублей — в целях компенсации выпадающих нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.