St
В мэрии назвали сроки появления беспилотных автобусов в Москве

В мэрии назвали сроки появления беспилотных автобусов в Москве

Власти столицы подписали соглашение о сотрудничестве с «Яндексом», КАМАЗом, ГАЗом и НАМИ

Власти столицы подписали соглашение о сотрудничестве с «Яндексом», КАМАЗом, ГАЗом и НАМИ
Фото: © GLOBAL LOOK press/Komsomolskaya Pravda

Мэрия Москвы, «Яндекс», НАМИ, ГАЗ и КАМАЗ подписали совместное соглашение о развитии беспилотного транспорта в столице. Глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что беспилотные автобусы в столице могут появиться уже через 10-15 лет. Однако российское законодательство сегодня не разрешает использовать роботов-водителей. Председатель комиссии Мосгордумы по науке и промышленности Леонид Зюганов считает, что Москва может стать одним из лидеров в использовании беспилотного транспорта, если удастся быстро устранить правовой барьер. Соглашение двух крупных автомобильных предприятий, ведущего института и «Яндекса» с московскими властями может ускорить разработку юридической базы для беспилотного автотранспорта в России.


«Мы ждем федерального закона. Как это обычно бывает, технологии значительно опережают законодательную базу, которая только создается… Как только появится федеральный закон, мы вместе с департаментом транспорта правительства Москвы подключимся [к разработке городских юридических норм], чтобы внедрить такой транспорт в Москве», — заявил «Шторму» Леонид Зюганов.


Беспилотные летающие дроны и автомобили уже стали реальностью, однако сохраняются препятствия юридического толка. Во многих странах мира продолжаются споры юристов о том, кто будет нести ответственность за беспилотный автомобиль в случае ДТП. В некоторых странах даже предлагают полностью разделить потоки движения пилотируемого и беспилотного транспорта, чтобы полностью исключить возможность возникновения таких аварий. В большинстве стран эксплуатация транспортных средств без водителей пока запрещена.


Генеральный директор АНО «ПравоРоботов» и один из авторов законопроекта о беспилотном автотранспорте Никита Куликов в интервью «Шторму» заметил, что ни одно из российских министерств и ведомств не хочет брать на себя ответственность за законопроект. Соглашение между правительством Москвы и частными компаниями в данном случае может послужить важным сигналом для законотворцев. КАМАЗ и мэрия Москвы нашли себе «влиятельных и сильных союзников» в лице НАМИ и «Яндекса», имеющих богатый опыт по сертификации беспилотной продукции, что может существенно ускорить процесс разработки закона о водителях-роботах.


КАМАЗ тем временем уже испытал образцы беспилотных грузовиков и небольших маршрутных такси. Сейчас предприятие фактически договорилось со столичной мэрией о площадке для тестов беспилотных транспортных средств и их последующего внедрения в городскую среду. «Яндекс» выступит в качестве приоритетного IT-партнера КАМАЗа.


«Мы с «Яндексом» работаем уже давно… КАМАЗ в первую очередь интересуют интеллектуальные системы «Яндекса». Это одна из самых продвинутых российских компаний, в том числе и с точки зрения разработки программ навигации, которые нам в КАМАЗе также очень интересны», — объяснил пресс-секретарь главы КАМАЗа Сергея Когогина Олег Афанасьев.


Беспилотный автобус на КАМАЗе разработали совместно с НАМИ. Электрокар был представлен во время ЧМ-2018 в Казани, где один из опытных образцов успешно справился с задачей по перевозке болельщиков рядом со стадионом «Казань Арена». Машина представляет из себя 12 -местный шаттл. Беспилотный грузовик КАМАЗа прошел испытание на подъездах к Крымскому мосту еще до официального открытия объекта президентом России Владимиром Путиным 15 мая. 


Россия — один из мировых лидеров в разработке систем беспилотного транспорта. Как заявил Олег Афанасьев, каких-то уникальных технологий, которые позволяли бы занять первое место в этой области, нет ни у одной компании в мире, включая Tesla: «Все разработчики в мире в настоящее время используют приблизительно одинаковый инструментарий. Просто у кого-то лучше пиар».


Если верить Афанасьеву, новая автомобильная техника не отберет рабочие места у водителей, несмотря на то что испытания показали очевидное преимущество беспилотников перед автомобилями, которые управляются людьми. Водители смогут переквалифицироваться в операторов, которым предстоит следить за действиями роботов.


«Наш опыт внедрения любой роботизированной техники показывает, что требуется гораздо больше людей для обслуживания тех или иных роботов, — сказал пресс-секретарь главы КАМАЗА. — Люди, которые будут освобождены от какой-то чисто механической деятельности, будут просто «перетекать» из прямого управления автотранспорта в сферу обеспечения этого движения».


В соглашении, которое было подписано 17 июля, подчеркивается, что Москва является одним из «главных мегаполисов в мире по внедрению инноваций в области транспорта». Документ также предполагает организацию площадок по подготовке кадров, которые будут обслуживать беспилотный автотранспорт столицы. Отдельно в соглашении прописаны вопросы обеспечения кибербезопасности при эксплуатации беспилотного транспорта.