St
В школах по-светски подошли к преподаванию курса РПЦ
18+

В школах по-светски подошли к преподаванию курса РПЦ

«Шторм» пообщался с автором идеи ввести курс «Нравственные основы семейной жизни» в учебную программу

«Шторм» пообщался с автором идеи ввести курс «Нравственные основы семейной жизни» в учебную программу Фото: © GLOBAL LOOK press/Evgeny Sinitsyn
Фото: © GLOBAL LOOK press/Evgeny Sinitsyn

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова обратилась к замминистра образования и науки Татьяне Синюгиной с предложением ввести в обязательную школьную программу курс «Нравственные основы семейной жизни». Его  разработали священник и монахиня. По итогам встречи замминистра и председателя ассоциации было принято решение рассмотреть возможность введения курса в программу для российских старшеклассников. Однако не все преподаватели и представители организаций по защите прав детей воспринимают эту идею позитивно, выяснил «Шторм».


Ольга Леткова рассказала «Шторму», что курс, авторами которого стали протоиерей Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина Крыгина, уже «внедрен в 60 регионах и получил позитивные отклики и родителей, и детей, и специалистов. Именно поэтому ассоциация и выбрала его, чтобы сделать основой уроков «семьеведения».


Леткова подчеркнула, что курс «абсолютно не религиозный». Тем более что уроки «если и затрагивают становление веры в себя и в целом веру, в этом ничего нет особенного». Она уверена, что «Нравственные основы семейной жизни» сможет вести любой учитель.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

«Этот курс — светский и подходит для простых школьников и для любых школ. Его может преподавать любой учитель любого предмета. Поэтому мы считаем, что этот курс наиболее свободен от всяких возможных религиозных составляющих», – заявила Леткова.

«Шторм» поинтересовался у председателя ассоциации, как она относится к тому, что курс, который она предлагает для общеобразовательных школ, разработали священнослужители, а не педагоги. Леткова пояснила: «Эти священнослужители и есть кандидаты педагогических наук». Когда журналист «Шторма» напомнил председателю Ассоциации родительских комитетов и сообществ о научной специализации авторов курса, Леткова заявила, что они оба имеют большой педагогический опыт. 


В открытых источниках есть информация о том, что протоиерей Димитрий Моисеев — действительно кандидат, но биологических наук, исследователь степной и высокогорной растительности Урала. По информации Алатырской епархии, Димитрий является членом рабочей группы Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, координационного центра по защите жизни и семейных ценностей при Синодальном отделе церковной благотворительности и социального служения Русской православной церкви. 


Монахиня Нина Крыгина в 1986 году окончила факультет психологии и педагогики Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина [сегодня — университет], а в 1993-м защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему воспитания семейных ценностей.

«Шторм» пообщался с директором школы в Свердловской области, где курс «Нравственные основы семейной жизни» — уже несколько лет в школьной программе. Людмила Гаузер из города Карпинска сама преподает предмет в 10—11-х классах с 2014 года. Раньше вела этику и психологию семейной жизни, но, «к сожалению, пособия, откровенно говоря, устарели». А содержание курса нравственных основ оказалось вполне актуальным.


Гаузер поведала «Шторму», что никогда не слышала плохих отзывов о предмете ни от учеников, ни от родителей, но заметила, что преподает курс с точки зрения светского общества, не делая акцент на религиозной составляющей. «Мы уходим от этого, даем обзорно. Говорим об истории религии и различных конфессиях», – сообщила директор.


Главу, которая в курсе носит название «Не убий» и рассказывает об абортах, директор проходит с учениками также без религиозного уклона. «Обсуждаем с детьми – плохо это или нет, учитывается мнение детей. Там есть хороший аудио- и видеоматериал, это помогает. Есть ответы акушера-гинеколога. Класс стараюсь делить на девочек и мальчиков. Если юноши считают, что им эта тема неинтересна, они могут не приходить на этот урок», – объяснила Гаузер.


Директор карпинской школы говорит, что при этом не может назвать себя верующим человеком. «Наверно, люди, которые верят в бога, преподнесут этот курс под другим углом. Я делаю акцент на светскость», – добавила Гаузер. Она не согласилась с Летковой в том, что курс сможет вести «любой учитель любого предмета». Несмотря на долгий опыт преподавания схожего по тематике предмета, «к этому курсу долго и сложно готовиться». Директор высказала мнение, что не стоит делать «Нравственные основы семейной жизни» обязательными.

«Это навязывание, если вводить для всех повсеместно. Это должен быть выбор конкретного образовательного учреждения. Если в образовательной организации есть условия, подготовленные педагоги и учебно-методические пособия, если он востребован в школе, тогда – пожалуйста. Естественно, важно мнение родителей», – подчеркнула Людмила Гаузер.

В том, что повсеместное введение курса от РПЦ в школьную программу – это навязывание, с директором школы согласился руководитель общественной организации «Родительское собрание», бывший уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ульяновской области Константин Долинин. В разговоре с журналистом «Шторма» он заявил, что «категорически против» обязательного характера нововведения.


«Это попытка вмешаться в человеческие отношения, навязать свои стандарты. Есть светская практика, и нужно оставить школу в покое. Если [священнослужители] хотят внедрять свои здоровые отношения, для этого есть воскресные школы, приходы», – отметил Долинин. По его мнению, когда к обучению допускаются религиозные деятели, это приводит к «радикализации» молодежи. «Мы получим радикализм в самой нехорошей форме», — сказал он, добавив, что выпускные классы и так перегружены предметами, которые необходимы для поступления в вузы, а проблему молодых семей лекциями решить не удастся. 

«Мы не с того конца начинаем. Есть проблема – слабость семейных уз. А причина в чем: в том, что лекций не хватило в старших классах или что государство устранилось и не поддерживает молодую семью? Отсутствует социальная поддержка семьи. Вот с этого надо заходить», – уверен Долинин. Как отец, он считает, что родители сами в состоянии разобраться, как говорить с детьми о семейных отношениях.

Мы спрашиваем всех и напрямую. Читайте больше наших материалов на нашем канале в Telegram!

Telegram-канал Daily Storm
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...